четверг, 18 февраля 2016 г.

Благовествование или благотворительность?






  Проповедующим христианам нередко приходится слышать вопрос: "Не лучше ли Свидетелям Иеговы вместо проповеди заниматься благотворительностью?" Возможно, некоторым людям кажется, что эти христиане в стремлении помочь другим ставят неправильные акценты. Может быть, кто-то считает, что они вообще чужды желания поддержать тех, кто нуждается в материальной помощи. Но так ли это? И почему Свидетели Иеговы своей основной целью видят знакомство людей с благой вестью, а не стандартное участие в благотворительности?

  В качестве ответа можно привести цитаты из публикаций Свидетелей Иеговы.


«"Поклонение, чистое и неоскверненное в глазах Бога и Отца нашего, заключается в том, чтобы заботиться о сиротах и вдовах в их бедах" (Иакова 1:27). Да, проявляемая на деле забота о неимущих — неотъемлемая составляющая христианства» («СБ, 1 июня 2003 г., стр.4). 

  «Многие религиозные организации активно занимаются благотворительностью — строят или финансируют светские учебные заведения и медицинские учреждения. Хотя Свидетели Иеговы «не забывают делать добро и делиться с другими», они считают, что важнее всего оказывать людям духовную помощь (Евр. 13:16).  Во время своего земного служения Иисус Христос совершил множество добрых дел, но в первую очередь он пришел для того, чтобы свидетельствовать об истине (Луки 4:43; Иоан. 18:37; Деян. 10:38). Иисус повелел своим последователям «идти и подготавливать учеников во всех народах... уча их» (Матф. 28:19, 20). Он сказал, что проявляющие в него веру совершат дела бо́льшие, нежели совершил он сам (Иоан. 14:12). Иисус считал проповедь делом первостепенной важности, потому что она позволяет людям стать на путь спасения (Иоан. 17:3)» (НЦС, февраль 2003 г., стр.8).

  «Любовь и сострадание нам, безусловно, нужно проявлять во всем. Сюда входит и наша доброта к обездоленным, больным и нищим, стремление по мере возможности облегчить их горе. К этому же относятся наши старания словом и делом рассеять печаль тех, кто потерял своих близких (Луки 7:11—15; Иоанна 11:33—35). Однако подобные добрые дела не должны стать главным проявлением любви, доброты и сострадания, как это бывает у людей, занимающихся благотворительностью. Куда более долговременную пользу принесут старания, продиктованные теми же богоугодными качествами, но направленные на проповедь и обучение. Вспомним, что сказал Иисус иудейским религиозным руководителям: «Даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Матфея 23:23). Иисус не выбирал одно из двух: либо помогать людям в удовлетворении насущных потребностей, либо учить их живительным духовным истинам. Иисус делал и то, и другое. Тем не менее ясно, что учить истине было для него самым важным, поскольку добро, которое он тем самым совершал, помогало бы людям вечно (Иоанна 20:16)» («СБ, 15 февраля 2000 г., стр.25). 


  Благотворительность, это, конечно, хорошо. Как уже говорилось, Библия поощряет христиан не забывать о делах милосердия (Гал. 6:10). И Свидетели Иеговы регулярно обращают внимание своих соверующих на это важное обстоятельство. Время от времени собрания могут устраивать сбор вещей для детских домов, проводить своими силами бескорыстную уборку парковых территорий и совершать другие благотворительные дела.

  Однако Иисус дал христианам основное задание «Идите и научите», а не «Идите и накормите». И Свидетели Иеговы менять эти слова не собираются. Они подражают Иисусу, который был проповедником и учителем, а не благотворителем. В евангелиях мы находим лишь два случая из жизни Иисуса, когда он чудом накормил людей (Мф. 15:32-39; Мр. 6:35-43). И то, оба этих случая были, скорее, исключением, так как в данных ситуациях слишком большое количество людей оказались в дали от своих домов и им требовалось питание. «Место это пустынное, и час уже поздний», - так объяснил свое решение Иисус (Мр. 6:35). Факт остается фактом: в евангелиях мы не встречаем примеров, чтобы Иисус ходил по городам и селениям и организовывал людям бесплатные обеды.Наоборот, многочисленные примеры показывают Иисуса благовестником, и это было его главной задачей (Ин. 18:37). По этой причине Свидетели Иеговы чётко осознают, что их организация должна быть проповеднической, а не благотворительной.


  Другой случай, описанный в начале 11-й главы Евангелия от Матфея, дополнительно подтверждает обоснованность такой позиции. Отвечая на вопрос учеников Иоанна Крестителя, Иисус говорит им:


  «Идите и расскажите Иоанну о том, что вы слышите и видите: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают, а бедным возвещается благая весть» (Мф. 11:2-5).

  В данном стихе Иисус подробно объясняет ту помощь, которую он оказывал каждой из вышеперечисленных категорий людей. Слепым он давал прозрение; хромым - возможность ходить; прокаженным - очищение от своего недуга; глухим - слух, и даже мертвым - воскресение. Но заметьте, что Христос давал бедным людям - не деньги или возможность как-то поправить свое материальное положение (хотя по логике вещей и сути человеческой потребности от него должен был ожидаться, казалось бы, именно такой вид благотворительности). Нет, Иисус делился с бедными благой вестью! Станет ли кто-то из современных критиков осуждать Иисуса за "недопонимание" или "безразличие" к потребностям бедных людей? Будет ли кто-либо вменять ему в вину желание "остаться глухим" к нуждам тех, кто имел материальные лишения? Вряд ли. Наоборот, Иисус предупредил тех, кто был бы склонен проявить недовольство его позицией:
  «Счастлив тот, кто не видит во мне преткновения» (Мф. 11:6).

  Стоит ли тогда этим же критикам винить Свидетелей Иеговы, которые стараются и в этом отношении брать пример с Иисуса, ставя помощь людям посредством благой вести превыше материальной благотворительности?


  Кроме того, нужно быть реалистом. Во-первых, никакими благотворительными делами даже при самом горячем желании невозможно решить причины социальных проблем. Их устранение будет обеспечено исключительно вмешательством Божьего Царства, а не усилиями людей (Дан. 2:44). Вот почему даже Божий Сын не использовал своих величайших способностей и знаний, чтобы исправить недостатки человеческой системы или хотя бы научить местных чиновников, как можно было бы заметно улучшить ситуацию с бедными и ущемлёнными в правах людьми. Или, может быть, Иисуса следует в очередной раз обвинить в бессердечии и апатии по отношению к бедам людей? Нет. Просто Иисус имел здравое понимание своей роли и обязанностей. Он осознавал, что никакими благодеяниями нельзя заменить необходимость наставления людей в уважении к Богу и его Слову. 

  Иисус также видел, что многие из тех, кто получал от него физическую помощь, вовсе не имели при этом никакого желания угождать Господу. По этой причине он говорил им: 

  «Истинно, истинно говорю вам: вы ищете меня не потому, что видели чудеса, а потому, что ели хлеб и насытились. Труди́тесь не ради пищи, которая портится, но ради пищи, которая остаётся и приносит вечную жизнь» (Ин.6:26,27).

  Характерно, что после откровенных слов Иисуса эти же самые люди «стали роптать на него, …вернулись к своим прежним занятиям и больше не ходили с ним» (Ин. 6:41,66). 

  Вот что по этому поводу пишет Вильям О. Карвер:
  «Иисус никогда не гнался за числом последователей, и с самого начала Своей проповеди Он не доверялся полностью тем, кто только провозглашал веру в Него (Ин.2:23-25). Иногда, особенно в Галилее, множество людей буквально осаждало Его, и все они испытывали к Нему интерес различной степени и по различным мотивам. Люди приходили даже из-за рубежей Палестины (Мф.4:24). Но когда те, кто питали лишь материальные и мирские надежды, начали понимать, что они обречены разочароваться в Иисусе, когда Его враги объявили Его учеников еретиками, ряды последователей Спасителя сильно поредели, так что до самого конца было уже не так много людей, желавших переносить тяготы и опасности следования за Христом» (Вильям О. Карвер «Миссионерство и промысел Божий»).


  Во-вторых, в сегодняшнем обществе предостаточно благотворительных организаций и фондов. Есть крайняя необходимость, чтобы и Свидетели Иеговы стали одними из них? Но представим, что Свидетели всё же настроились бы исключительно на благотворительные функции. Что тогда? Кто в таком случае в свою очередь возьмёт их функции и ответственность нести в мир столь непопулярную весть о Царстве Бога? Кто будет стучаться в двери людей, предлагая им обратить внимание на библейскую весть? Есть какие-то реальные варианты? Похоже, что нет. Тем более что даже те миссионеры, что обучаются «христианскими» церквами, всё чаще забывают о своих прямых обязанностях. 

  «Слишком многие миссионеры игнорируют Христа». Такая цитата появилась недавно в итальянской газете «Стампа». Вместо того чтобы проповедовать о Христе, эти миссионеры предпочитают заниматься социальными программами, призванными уменьшить нищету и страдания. Согласно сообщению на ватиканском сайте, кардинал Крещенцио Сепе, префект ватиканской Конгрегации евангелизации народов, сказал о католических миссионерах: 


  «Большим соблазном в последние десятилетия... стало игнорировать конкретное задание возвещать о Христе, а также духовную направленность миссии ad gentes [к народам]. Это привело к тому, что некоторые миссионеры ограничились в своей работе лишенной духовного содержания благотворительностью, социальной деятельностью, которой, несмотря на всю пользу, недостает апостольского духа, явно ощущаемого в Деяниях апостолов».


  Что ж, достойной альтернативы проповедническому служению Свидетелей Иеговы не видно. И если «христианский» мир не желает брать на себя ответственность нести благую весть о Царстве в народы, то не стоит отрывать от этого дела Свидетелей Иеговы. Они справляются со своим заданием куда лучше других.