четверг, 6 августа 2015 г.

Об ошибках и недостатках. Часть I




Содержание:

Следует ли ожидать от народа Бога безошибочности?
Недостатки у древних служителей (в личных поступках)
Недостатки у древних служителей (в организационных вопросах)
Ошибки у древних служителей (во взглядах)
Ожидания христиан I века




Следует ли ожидать от народа Бога безошибочности?


В данной работе читателю будет предложено рассмотреть один из наиболее актуальных вопросов, связанных с историей и жизнедеятельностью христианского собрания. Вопрос этот, пожалуй, хотя бы раз вставал перед каждым христианином, и звучит он следующим образом: «Может ли христианское собрание ошибаться в вопросах доктринального плана?» По сути, данный вопрос может подразумевать более широкий спектр подвопросов. Например, насколько согласуется с Библией факт практикования собранием христиан ошибочных взглядов по тем или иным вопросам? Возможно ли, что собрание могло принимать неверные решения в организационных сферах? Как Бог относится к тому, что его служители в какой-то период времени могли обладать неправильными представлениями? Не является сам по себе факт ошибок признаком ложности данной формы поклонения Богу? И так далее…

Несовершенным людям в мире свойственно впадать в крайности, безгранично идеализируя героев своего общества. Эта особенность тем более присуща людям, когда речь идет о библейских служителях прошлого. Нам может казаться, что пророки и апостолы являли собой идеальный образец святой жизни. Однако в реальности никто из земных Божьих служителей не ходил с нимбом над головой, олицетворяя собой безошибочность и непогрешимость. Наоборот, описанные в Библии праведные были «с такими же чувствами, как и у нас» (Иак. 5:17). А о нас можно сказать то же самое, что говорил Иаков в I веке: «Мы все часто оступаемся», подчеркивая при этом и склонность «оступаться в слове» (Иак. 3:2; 1 Ин. 1:8). «Ведь нет человека, который бы не грешил», напоминает нам Божье Слово (1 Царей 8:46; Пр. 20:9; Экк. 7:20).

Итак, если верить телевизионным мыльным операм, их главные персонажи должны быть куда более идеальными, чем те, кто описан на страницах Библии. Однако реальная жизнь мало похожа на телесериал, впрочем, так же, как пророки и апостолы – на свои идеализированные образы, рожденные бурными фантазиями религиозных канонизаторов. Древние служители, получившие одобрение со стороны Бога, при этом часто совершали ошибки, заблуждались в ожиданиях или понимании образа действий Господа. Богу нередко приходилось указывать им на их неправильные решения, исправлять их, а порой и позволять заблуждающимся служителям сталкиваться с последствиями своих неверных действий. Но во всех подобных случаях Господь не спешил отказаться от признания их искренней любви к нему.        

Тем не менее, среди некоторых верующих людей продолжает бытовать представление о том, что истинное христианское собрание по определению не может иметь неправильные представления в своих учениях. Сам по себе факт неточного понимания того или иного библейского текста такими людьми трактуется как некий признак ложности данной формы поклонения Богу. «Если есть ошибки, значит, ваша вера неправильная», - заявляют они. Случаи, когда в истории христианского собрания имели место примеры несбывшихся эсхатологических ожиданий, воспринимаются этими людьми еще более категорично.  

Следуя системе рассуждений обвинителей, получается, что, если собрание истинных христиан руководится святым духом Бога, то оно не может иметь каких-либо ошибочных представлений и недостатков в своей деятельности. Действительно, разве не сказал Иисус, что «когда придёт он — дух истины, он направит вас ко всей истине»? (Ин. 16:13). В противном случае наличие такого рода изъянов, казалось бы, могло говорить о неодобрении организации Богом и, соответственно, лишало бы ее права именоваться собранием его истинных поклонников (Ин. 4:23,24). 

Для тех людей, кто, к сожалению, имеет поверхностное понимание данного вопроса, подобные обвинения могут представляться в определённой мере логичными. Как следствие, тех, кого «бросает, словно волнами, и носит всяким ветром учения посредством человеческой хитрости, посредством лукавства в умышленном обмане», эти доводы могут даже побудить отвернуться от собрания христиан (Эф. 4:14). Однако они забывают главное: «дух истины направляет [собрание] ко всей истине», открывая и утверждая ВСЕ ОСНОВНЫЕ истинные учения Библии. К ним относится, в частности, истина о Едином Боге (Ин. 4:23,24; 17:3), его святом имени (Пс. 83:18; Мф. 6:9), Божьем Сыне Иисусе Христе, предоставившем выкуп за все грешное человечество (Ин. 3:16; Рим. 6:23), небесном Царстве, посредством которого будут воплощены все изначальные намерения Бога (Дан. 2:44; Мф. 6:10)… В отношении данных истин подлинное собрание Божьих служителей должно иметь четкое, ясное понимание. Между тем, по ряду других вопросов, не относящихся к фундаментальным основам веры, служители Иеговы могли иметь не совсем точные, а порой и ошибочные, взгляды, исправление которых было делом времени. Подобным же образом обстояла ситуация относительно поведения некоторых верных Богу людей. Этот факт подтверждается многочисленными примерами из Священного Писания. Рассмотрим некоторые из них.




Недостатки у древних служителей
(в личных поступках)



Древние патриархи, давшие начало родам Божьего народа, проявляли зависть и жестокость по отношению к родному брату Иосифу, о чём потом им приходилось глубоко сожалеть (Деян. 7:9). Самому Иосифу также было необходимо исправлять собственные недостатки (Псалом 105:19).

Праведный Моисей совершил серьезную ошибку, за которую получил от Иеговы строгое наказание (Чис. 20:9-12,24; 27:12-14; Втор. 32:48-52). Но посчитал ли Бог, что отныне не будет использовать Моисея в качестве своего представителя? Нет. До самого последнего дня тот продолжал исполнять обязанности руководителя Израиля.

Судья Самсон проявил недальновидность, пойдя на поводу у своих эмоций, что стоило ему жизни (Судей 16:15-21).


Пример с Ионой тоже весьма показателен. Хотя он и был пророком, но выказал малодушие, не доверившись Иегове в полной мере (Иона 1:1-3). В дальнейшем, исправившись, Иона проявил необычайное рвение в деле служения Иегове (Иона 3:1-4).

Саул, будучи ещё верным Иегове царём, неоднократно поступал опрометчиво и необдуманно (1 Сам. 13:8-14). 

Давид также имел немало недостатков и даже совершал неправедные дела. В его случае, в частности, наблюдался блуд (2 Сам. 11:2-4), попытка подлога (2 Сам. 11:5-13) и вина в убийстве (2 Сам. 11:14-16).

Весьма показателен пример Соломона. Он долгое время нарушал целый ряд пунктов Моисеева закона, но благословение Бога продолжало пребывать на нём всю жизнь, и с последствиями столкнулись лишь его сыновья (Втор. 17:16,17; 1 Царей 9:11б; 10:26; 11:1-13).

Среди апостолов длительное время присутствовал вор Иуда, использовавший свое положение в корыстных целях (Ин. 12:6). Сами апостолы неоднократно «спорили друг с другом о том, кто больше» и ругались за «министерские портфели» (Мф. 20:20-24; Мр. 9:33,34). Апостол Павел допустил «вспышку гнева» с Варнавой (Деян. 15:37-39). Но следует ли по этой причине заключать, что в среде апостолов не было действия святого духа, а их служение не одобрялось Богом? 




«"Как пророки Ветхого Завета, так и Апостолы, действуя под влиянием Святого Духа, не теряли при этом человеческого сознания и воли... В обыкновенных делах Апостолы не чужды были ошибок. Примеры таких ошибок и не абсолютно совершенного поведения встречались и в жизни Ап. Павла (Деян XXIII:3-5)... В данном случае Ап. Петр явился таким же непостоянным человеком, каким был при троекратном отречении от Господа. Здесь и там, в критический момент, твердость характера оставила его, уступив место безотчетному страху, под влиянием которого он на деле противоречил самым святым своим убеждениям, делал не то, что хотел, с чем соглашался, что непогрешимо проповедывал" (о. Галахов стр. 171-172)» (Толковая Библия Лопухина. Комментарии на послание к Галатам, 2 глава).

Правильно ли расценивать факты некорректных взаимоотношений апостолов с единоверцами как доказательство их якобы ложного поклонения? (Деян. 15:37-39; Гал. 2:11-14). Следовало ли из-за этого перестать признавать их руководство в христианском собрании? (Евр. 13:7,17). 

«Даже апостолы, указывавшие людям единственно верный путь спасения, при всем их превосходстве над обычными христианами никогда в земной жизни не претендовали на безгрешность и совершенство, но боролись с многочисленными немощами и неизменно нуждались в прощении и очищении. Еще менее мы можем ожидать совершенной нравственной чистоты от их церквей. В сущности, все новозаветные послания включают в себя призыв к совершенствованию в добродетели и благочестии, предостережение против неверности и отступничества и порицание безнравственных привычек верующих» (В.Ф. Марцинко́вский, публицист, богослов).


«Поиски реальной церкви, которая не имела бы ни пятна, ни порока (Еф. 5:27), напрасны. Даже апостольская церковь была полна недостатков, в чем мы можем убедиться, прочитав любое новозаветное послание. Церковь состоит из отдельных христиан и не может быть совершенной, пока несовершенны они. Тело растет и зреет, когда растут и крепнут его члены. «Еще не открылось, что будем» (1 Ин. 3:2)» (Филипп Шафф «История христианской церкви. Апостольское христианство. 1-100 г. По Р.Х.»).

Итак, библейские примеры показывают, что в народе Бога порой могут встречаться случаи неправильного поведения его служителей. Тем не менее, для Бога важно, чтобы члены собрания стремились к раскаянию и исправлению своих собственных недостатков. Проявляя такой дух, Божье собрание остается на хорошем счету у своего Владыки (1 Сам. 12:20-25).




Недостатки у древних служителей
(в организационных вопросах)



Праведный Лот принял ошибочное решение в вопросе выбора подходящего места жительства для себя и своих домочадцев, когда он, пленившись благодатной землей, остановился около Содома. Библия же поясняет, что уже тогда его жители «были порочными людьми и совершали тяжкие грехи против Иеговы» (Быт. 13:13).

Из Библии мы узнаём, что Моисею не всегда хватало мудрости в организаторских вопросах, что создавало трудности для всего народа (Исх. 18:13-26). Моисей порой делал поспешные заявления, о которых в последствии сожалел (Лев. 10:16-20). В частности, Моисей поспешно обвинил сыновей Рувима и Гада в отступнических мотивах (Чис. 32:14). В дальнейшем, уже во времена Иисуса Навина эти же племена, а также половина племени Манассии, были вновь неоправданно обвинены в мятеже против Бога (И. Навин 22:10-34). 





Иисус Навин вместе с начальниками общества приняли решение без обращения к Иегове, что привело их к заблуждению (И.Навин 9:14-19). 

О Гедеоне Библия сообщает, что тот сделал ефод «и выставил его в своём городе, в О́фре, и весь Израиль начал там прелюбодейно поклоняться ему, так что он оказался западнёй для Гедео́на и его домашних» (Суд. 8:27). Своими необдуманными действиями верный Богу судья невольно посодействовал идолопоклонству в Божьем народе.

Еще будучи верным Иегове, Саул отдал поспешный указ, который способствовал истощению сил его войска (1 Сам. 14:24-30).

Давид поступил неразумно, отдав указание сосчитать Израиль, чем вызвал гнев Иеговы (2 Сам. 24:1-4.10; 1 Лет. 21:1-8). Из-за проступка Давида пострадали многие из Божьего народа (1 Лет. 21:9-15). В другом случае Давид нарушил данное левитам строгое правило перенесения ковчега, что не дало исполниться его планам, несмотря на все благие намерения (2 Лет. 6:1-10; Сравните Исх. 25:14; Чис. 7:9: И.Навин 3:14,15).

Помимо этого, Давид пренебрег исполнением Закона, повелевающего наказывать виновных в сексуальных преступлениях, когда один из его сыновей – Амнон – обесчестил свою сестру Фамарь (2 Сам. 13:10-19). Судя по библейскому повествованию, Амнон все еще был при царе даже спустя 2 года после совершенного им проступка (2 Сам. 13:21-23). Да и сама потерпевшая и близкие родственники явно не предпринимали сколь-нибудь активных действий для предания преступника предусмотренному Законом следственному процессу, избрав в качестве наказания личную месть (2 Сам. 13:20-22). В дальнейшем Давид снова проявил ту же склонность к игнорированию неподобающих действий со стороны своих детей, когда позволил другому сыну – Адонии – начать открыто добиваться царской власти. Библия сообщает, что Давид, «боясь задеть его чувства, никогда не говорил ему: "Почему ты так поступаешь?"» (1 Царей 1:5,6).

Во времена Давида в руководстве Израиля имели место интриги, распри и даже убийства, но Иегова продолжал считать иудеев своим народом, а Давида благословлял как своего помазанного царя. Неужели Бог ошибался? Несмотря на все неприглядные обстоятельства, Иегова видел искреннее сердце этого человека. Он понимал, что Давид по-настоящему желает исправляться и угождать Господу. Вот почему Иегова назвал Давида «человеком по моему сердцу, который сделает всё, что я пожелаю»! (Деяния 13:22).

Иоанн Креститель искренно пытался воспрепятствовать крещению Иисуса от него (Мф. 3:13-15). Подобным образом апостол Петр из чистых побуждений желал отговорить Иисуса от жертвенного пути (Мр. 8:31-33). В другой раз Петр ошибочно решил, что Иисус должен заплатить налог на храм, в то время как сам Христос имел на этот счет совершенно иное мнение (Мф. 17:24-27). 

Апостол Павел вместе со своими товарищами не всегда имел правильное понимание в вопросе выбора территории для служения, на что им периодически указывал дух Бога (Деян. 16:6,7). Кроме того, Павел порой был склонен принимать не самые разумные решения (Деян. 19:29-31). В частности, он чрезмерно критично отнесся к Марку, не пожелав использовать его в служении (Деян. 15:37-39). Между тем, спустя некоторое время Павел все-таки возобновил сотрудничество с Марком, называя его «сотрудником для царства Бога» и своей «поддержкой» (Кол. 4:10,11). 

Библия говорит, что во времена апостолов в иерусалимском собрании «среди иудеев, говорящих по-гречески, поднялся ропот на иудеев, говорящих по-еврейски, из-за того, что их вдовами пренебрегали при ежедневной раздаче пищи» (Деян. 6:1). Данный факт говорит об организационном упущении со стороны ответственных мужчин собрания. 

Не менее яркими выглядят обращения Иисуса к семи собраниям из 2-й и 3-й глав книги Откровение. Почти во всех случаях собраниям указывается на их недостатки и упущения, которые необходимо было срочно исправлять. А таких недостатков оказалось довольно много. Но означало ли столь строгое предупреждение Иисуса, что он отказался от руководства этими собраниями? Следовало ли в этой связи членам христианских собраний заключить, что они ошиблись в своём выборе убеждений? Вовсе нет! «Я обличаю и наказываю всех, кто мне дорог» - уверяет Иисус (Отк. 3:19). Несмотря на явные недостатки и упущения, старейшины этих собраний по-прежнему находились в правой руке Иисуса (Отк. 1:16,20). 

Перечень подобных примеров можно продолжать приводить с лихвой. Но и того, что мы затронули, вполне достаточно для понимания, что в Божьем народе всегда присутствовали недостатки, ошибки и упущения. О том же писал апостол Павел своему сотруднику Титу, когда говорил ему, чтобы тот «исправил недостатки», имевшиеся в теократическом деле (Титу 1:5). Так же как в дни древнего Израиля и первого христианского собрания руководство Божьим народом неминуемо сталкивалось с различными трудностями, так и сегодня в собрании Бога могут встречаться проблемы, для решения которых требуются время и терпение (1 Царей 3:7-9). Игнорирование данной очевидности свидетельствует о пренебрежении отрезвляющим напоминанием Библии: «Не будь слишком праведным и не выставляй себя слишком мудрым. Зачем тебе губить себя?» (Экк. 7:16). 



Ошибки у древних служителей 
(во взглядах)


Кто-то считает, что руководящий совет служителей Бога не имеет права ошибаться в понимании библейских вопросов, пророчеств, в том числе и хронологических аспектов, связанных с намерениями Господа. Такое мнение сильно идеализированно. В истории народа Бога мы не найдем случая, чтобы его руководство в лице ответственных мужчин обладало абсолютным и точнейшим пониманием всех истин и пророчеств. Какой бы период времени мы не вспоминали – ветхозаветный или из истории раннего христианского собрания – недопонимания и даже ошибки наблюдались всегда. 




Иов, например, имел явно неправильное представление о причинах затронувших его событий (Иов 42:3). Причем, его ошибочное понимание вылилось в утверждение, что именно Иегова является их инициатором (Иов 7:14,19,20). Однако Бог не воспринял его как преступника, но заверил, что и дальше будет относиться к нему как к верному служителю (Иов 42:7,8).

Моисею приходилось неоднократно переосмысливать свои действия. Так, он поторопил события, надеясь помочь Божьему народу обрести свободу (Исх. 2:11-14; Деян.7:23-29). Однако время исполнения намерения Иеговы должно было наступить лишь сорок лет спустя (Деян. 7:30-36). 

Исполнив задание Бога, Иона упустил из виду его цель и, как следствие, ошибся в своих ожиданиях (Иона 3:10; 4:1-4). Несмотря на это, Иегова не посчитал Иону недостойным нести служение пророка.

Пророк Самуил пришел к выводу, что Иегова решил назначить новым царем над Израилем Елиава, однако Бог указал пророку на его заблуждение, открыв намерение помазать на царство Давида (1 Сам. 16:6,7).

Верный пророк Нафан также поступал опрометчиво. Когда Давид изложил ему свое намерение построить в Иерусалиме храм Богу, тот уверенно ответил, что Иегова благословит его в этом деле. Однако Бог указал пророку на его ошибку, дав понять, что осуществится это намерение лишь в отдаленном будущем, не через Давида, а руками его сына (1 Лет. 17:1-3,11-15). 

Ионафан, верный друг Давида, искренне ошибался в своих представлениях относительно того, как Иегова распорядится его дальнейшей жизнью. «Ты станешь царём над Израилем, а я буду вторым после тебя. И мой отец Сау́л тоже знает это» - уверял он Давида (1 Сам. 23:16,17). Однако Ионафану не суждено было стать «вторым после Давида» в его царстве. Спустя некоторое время, ещё до воцарения Давида, Ионафан погиб в сражении с филистимлянами (1 Сам. 31:2). 

Верный Богу пророк Илья ошибочно предполагал, что в Израиле больше нет служащих Иегове людей, кроме него одного. Однако Бог указал пророку, что таких людей еще достаточно много (1 Царей 19:10,14,18).

Во времена Иоанна Крестителя многие искренние люди, ожидавшие прихода Мессии, предполагали, что им мог являться этот пророк (Лк. 3:15). Сам же Иоанн Креститель имел неверное ожидание относительно действий Христа в период его земного пребывания. Очевидно, он надеялся на его скорое вмешательство и наказание противников (Лк. 7:19,20). Несмотря на это, Иисус отозвался об Иоанне с большим одобрением (Лк. 7:24-28).

Не всегда ученикам I века было легко правильно осознать Божье намерение и согласиться с ним. Ситуации с Ананией и Петром служат наглядным тому подтверждением (Деян. 9:13-15; 10:13-16). 

Спустя десятилетия после воскресения Христа тысячи христиан среди иудеев все еще были «ревностны к Закону», на что обратили внимание Иаков и иерусалимские старейшины. В виду этого обстоятельства тем пришлось побудить апостола Павла исполнить церемониальные предписания Закона, которые в глазах Бога уже не имели былой силы (Деян. 21:20-26).
  


Руководящий совет I века затруднялся с вопросом крещения язычников и их обрезания. Как следует из Библии, даже после очевидного ответа Иеговы на эти вопросы, выразившегося в крещении святым духом язычника Корнилия и его домашних, этот вопрос все еще не был четко сформулирован иерусалимским руководящим советом (Деян. 10:1,2,44-48). Прошло еще долгих 13 лет, прежде чем накалившаяся в местных собраниях ситуация заставила апостолов выработать окончательное заключение, которое было передано остальным собраниям (Деян. 15:1-29; 16:4,5). Однако следует ли в виду этих затруднений делать заключение о неодобрении Господом братьев из руководящего совета? Нет. Иегова по-прежнему руководил своим народом, используя для этого ответственных служителей из иерусалимского совета. 




Ожидания христиан I века



Отдельной линией в данном вопросе проходит тема эсхаталогических ожиданий, питаемых христианами I века относительно скорого пришествия Господа. Апостолы недопонимали многое из того, чему их учил Христос (Ин. 20:9; 2:22). Они упорно придерживались мнения, «что царство Бога должно стать явным в тот же миг» и «в это время» (Лк. 19:11; Деян. 1:6). Они довольно долго считали, что возвращение Иисуса произойдет еще при жизни Иоанна (Ин. 21:20-23). Ученики Иисуса и другие искренне верующие люди ошибались в ожиданиях, думая, что Христос еще при своей земной жизни «освободит Израиль» и «останется навечно» (Лк. 24:21; Ин. 12:34). Но, несмотря на подобные ошибки, эти люди продолжали оставаться на хорошем счету и имели одобрение от Бога.

Многочисленные историки и библеисты приходят к заключению о широко распространенном убеждении ранних христиан, что Второе Пришествие Иисуса должно было произойти еще при их жизни.

Так, священник Александр Мень, автор «Библиологического словаря», отмечает, что «в раннем христианстве сложилось представление о скорой Паруссии».

«В первом столетии христианская церковь ожидала скорого возвращения Христа. Но со временем Божьи дети все четче понимали, что это не произойдет так быстро, как они ожидали» (Йос Колейн «Древняя Церковь и работа Святого Духа»).

«Ранние христиане ожидали Второе Пришествие немедленно. В ужасном том положении, в котором они тогда находились, среди страданий и гонений, они ждали и желали избавления, которое принесет им пришествие Господа, и иногда они по-своему принимали высказывания, касавшиеся Царствия» (Уильям Баркли. Комментарии к Матфея 24:32-41).

«Ученики Христа надеялись, что ещё при своей жизни они встретят Своего Учителя. И этой своей уверенностью они делились с другими. Люди восторженно принимали эту весть и ожидали Второго Пришествия, которое должно было бы положить конец страшному рабству, которым была пронизана вся жизнь имперского Рима. Но время шло, а Христос не приходил. Время шло, и умерли апостолы, те самые люди, которые их уверяли в скором возвращении Христа. Умер, наконец, и апостол Иоанн, а Христос всё не приходил. В этот момент дьявол с особой силой воздействовал на умы христиан, говоря: “В Кого вы поверили? Как вы могли довериться рассказам каких-то неизвестных иудейских рыбаков? Всё, что они вам говорили о Боге, это сказка. И тот факт, что Христос, о пришествии которого они столько говорили, до сих пор не пришел, лучше чем что бы то ни было подтверждает это”. И многие поверили этой лжи, оставив Бога и церковь» (Опарин А.А. «История рабства. Археологическое исследование книги Откровение»).




«Особого внимания требуют эсхатологические чаяния Апостольской Церкви. Напряженность эсхатологического ожидания вытекает из посланий ап. Павла. В начале своего апостольского служения ап. Павел думал, что он сам доживет до пришествия Господа во славе (1 Фесс. 4:15, ср. 1 Кор. 15:51-52). Можно с уверенностью сказать, что такой же напряженностью отличалось эсхатологическое ожидание и в первые годы Апостольской Церкви. Достаточно вспомнить, что только разрушение Иерусалима в 70 г. рассеяло недоразумение, связывавшее мировую катастрофу с концом Иерусалима. Перед Вознесением на вопрос учеников о временах и сроках, Господь ответил повелением свидетельствовать о Нем в благодати Св. Духа до пределов земли (Деян. 1:6-8). Но тотчас же после Вознесения два мужа в белых одеждах сказали им о Парусии (ст. 11). О временах и сроках не сказали и они. Но явление Господа в славе было тою гранью, до которой должно было простираться свидетельство, и едва ли ученики представляли себе эту грань в тумане далекого будущего» (Епископ Кассиан «Христос и первое христианское Поколение»).

«В раннехристианской Церкви бытовало мнение о том, что Пришествие Христа наступит очень скоро — возможно, еще при жизни апостолов. Отчасти такое понимание было основано на буквальном толковании слов Христа: «Не прейдет род сей, как все сие будет» (Мф. 24:34). В Соборных посланиях апостольских говорится: «пришествие Господне приближается» (Иак. 5:8); «близок всему конец» (1Пет. 4:7). Апостол Павел, вероятно, предполагал, что Пришествие Христа произойдет при его жизни: «не все мы умрем, но все изменимся» (1Кор. 15:51); «еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» (Евр. 10:37). В 1-м Послании к Фессалоникийцам Павел пишет: «...Мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших... Мертвые во Христе воскреснут прежде; потом и мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу» (1Фес. 4:15-17). Однако с течением времени христианская община приходила к пониманию того, что Второе Пришествие Господне может наступить и в некоем более далеком будущем» (Митрополит Иларион (Алфеев) «Православие. Том 1»).

По мнению многих библейских исследователей, для христиан I века ожидание скорого пришествия Христа было естественным. Как утверждают библеисты, убеждение ранних христиан основывалось на поспешном понимании ряда библейских пророчеств и высказываний Иисуса. В частности, это могло касаться слов Господа о «признаке завершения системы вещей», в подробном описании которого Христос переплетает между собой события, предшествующие разрушению Иерусалима (70 год н.э.), и последних дней всего мира. Исследователи считают, что ранние христиане могли воспринимать это описание в качестве единого события, видя в грядущем разрушении иудейской системы начало Божьего суда над всем миром. Аналогичное восприятие заверения Иисуса «Истинно говорю вам: не исчезнет это поколение, как всё это произойдёт» лишь усиливало такую убежденность (Мф. 24:34). С такой же уверенностью ученики Иисуса могли трактовать и высказанные Иисусом в беседе с апостолами слова: «Истинно говорю вам: не успеете обойти всех городов Израиля, как придёт Сын человеческий» (Мф. 10:23).

Другие фразы Христа в понимании его современников, по мнению библеистов, также могли ассоциироваться со скорым сроком его возвращения на землю. Так, в Матфея 16:27,28 мы читаем: «Ведь Сын человеческий должен прийти в славе своего Отца со своими ангелами, и тогда он воздаст каждому по его делам. Истинно говорю вам: среди стоящих здесь есть те, кто не успеют вкусить смерти, как увидят Сына человеческого, идущего в своём царстве». Первой и вполне естественной реакцией слушателей на подобное заверение могло стать понимание того, что не все из очевидцев Иисуса умрут, как Христос придет для осуществления суда над миром. Аналогично могло восприниматься и данное Иисусом Петру уверение, что апостол Иоанн «останется, пока [Христос] не придет» (Ин. 21:20-24). «И среди братьев разнёсся слух, что тот ученик не умрёт», - спустя 65 лет пишет сам Иоанн, упоминая, судя по всему, имевшуюся тенденцию христиан к такому пониманию (Сравните 1 Ин. 2:18). Впрочем, подобного рода обороты речи Иисус использовал и в иных обстоятельствах. Например, когда он говорил о «разрушении этого храма» (Ин. 2:18-22). Буквальное понимание слушателями примененного Иисусом образа было неверным, тем не менее, смысл его слов нашел точное исполнение (Сравните Мф. 18:6,8,9; 19:24).     




Итак, довольно многие историки подчеркивают высочайшую степень эсхатологических ожиданий, свойственных ранним христианам, ожидавшим наступления «дня Христа» (Сравните Фил. 1:10; 1 Фес. 5:3,4). Если это было так, означало ли это, что Бог считал апостолов и других ранних учеников Христа лишенными духа истины? Отверг ли Бог свое благоволение к раннему христианскому собранию в виду столь преждевременных ожиданий? Вовсе нет. Мы понимаем, что первые христиане, если и делали ошибочные выводы относительно времени начала Божьего суда над миром, то причиной тому было их искреннее недопонимание, а не злой умысел или неуважение к Божьему Слову. Христиане, что вполне естественно, подобно пророкам прошлого, осуществляли «старательные поиски и тщательные исследования» Писаний, пытаясь постигнуть точный смысл пророчеств и слов Иисуса (1 Пет. 1:10,11). В то же время такие поиски вовсе не гарантировали защиту от неточного понимания и ошибочных выводов. Тем не менее, раннее христианское собрание оставалось на хорошем счету у Господа.   

Между тем, сама суть выводов апостолов вовсе не противоречила общим принципам Божьего замысла. То, что в понимании первых христиан было делом относительно скорого времени, в глазах Бога, являвшегося истинным Автором Библии, согласовывалось с его принципами, изложенными в таких стихах как Числа 14:34; Иезекииля 4:6,7; Псалом 90:4 и 2 Петра 3:8. Кроме того, Иисус, напомнивший ученикам, что им «не дано знать времена и сроки, которые Отец оставил в своей власти», тем не менее, уверил их в главном: Бог даст им святой дух и побудит к совершению священного служения (Деян. 1:7). В виду этого новозаветные писатели всегда тесно связывали ожидание Божьего вмешательства с необходимостью духовного бодрствования и укрепления веры. Благодаря этому, спустя 2 000 лет, современные христиане воспринимают наставления Библии актуальным для себя образом. Читая библейские увещания, мы ощущаем слова авторов посланий как обращенные не только к служителям I века, но и к нам лично.



Рассмотрев первую часть данной работы, мы могли убедиться в необоснованности утверждений критиков о «совершенной безошибочности» истинного Божьего собрания. Библия и история свидетельствуют о другом: во все времена народу Бога были присущи и недостатки, и ошибочные представления по определенным вопросам доктринального плана. Тем не менее, Бог продолжал руководить своими истинными служителями, помогая им преодолевать трудности и утверждая основополагающие истины.

Вместе с тем, возникает вопрос: как в этом отношении обстояли дела с т.н. «традиционными религиями»? Могут ли критики из их среды со свободой речи сказать, что их деноминации и авторитетные деятели в данном вопросе явили образец точного и безошибочного знания? В следующей части этой работы мы сможем рассмотреть поднятые вопросы подробнее…