среда, 24 декабря 2014 г.

Бизнес на вере





Должно ли истинное поклонение преследовать коммерческие цели?

Может ли истинное поклонение устанавливать или контролировать размеры вносимых людьми пожертвований?

Могут ли пастыри обеспечивать свою роскошную жизнь за счёт пожертвований других христиан?

(Мих. 3:11; Мф. 6:19-21; 10:8; 2 Кор. 9:7; Еф. 4:28; 1 Фес. 2:9; 4:11,12; 2 Фес. 3:7-12; 1 Тим. 6:5; Иак. 2:1-4; 5:1-3; Отк. 18:3,7).


Истина «даром» или за деньги?
Библейский принцип пожертвований
Индульгенция
Десятина
Церковный бизнес
Евангелие благосостояния
Обогащающиеся пастыри
Пример Свидетелей Иеговы






                   Истина «даром» или за деньги?



  «Эй, все, кто жаждет, подходите к воде! И вы, у кого нет денег, подходите, покупайте и ешьте! Подходите, покупайте вино и молоко без денег и без платы» (Ис. 55:1).


  Помните ли вы эти слова? Господь приглашает жаждущих истину людей принять от него желаемое. Причём, совершенно бесплатно. Его Сын Иисус, обращая внимание людей на спасительную силу веры, использовал аналогичные образы (Мф. 26:27-29; Ин. 4:13,14; 7:37-39; Отк. 7:16,17; 22:1,2). В самом завершении боговдохновенного повествования Библия вновь делает призыв:

  «Дух и невеста говорят: «Приди!» И кто слышит это, пусть скажет: «Приди!» Пусть приходит каждый, кто испытывает жажду. И кто желает, пусть берёт воду жизни даром» (Отк. 22:17).

  Заметили ли вы, что Господь, предлагая человеку спасительную истину, вовсе не вешает на неё денежный ценник? Это действительно «незаслуженная доброта Бога и его дар, который был дан вместе с незаслуженной добротой посредством одного человека, Иисуса Христа» (Рим. 5:15). Разве не радует нас такая любящая доброта Бога? Разве мы смогли бы за деньги купить право на познание истины?

  Настоящий христианин всегда будет помнить, что Божья истина – это собственность Иеговы, ибо «все добрые и совершенные дары – свыше, потому что исходят от Отца» (Иак. 1:17). А это означает, что Господь, открывая и вверяя свою истину людям, обоснованно ожидает, что те будут распоряжаться ей правильным образом. Учитывая, что Бог не требует от человека никаких денежных сумм за то, чтобы тот смог познакомиться с Ним и принять Его слово, может ли теперь сам этот человек обращать Божью истину в источник своей прибыли или даже обогащения? Нет. Так, Иисус сказал: «Даром получили – даром давайте» (Мф. 10:8). А когда однажды некий Симон захотел купить право на пользование действием святого духа, желая обращать его в своих личных целях, он получил от апостола Петра строгое предупреждение: «Серебро твоё пусть с тобой и погибнет, потому что ты замыслил приобрести дар Бога за деньги… Твоё сердце не право перед Богом» (Деян. 8:18-24).

  Нет никакого сомнения в том, что христиане не имеют никакого права перед Богом наживаться на Его истине или превращать христианское служение в некое подобие торговой лавки, выставляя за свои служебные действия ценники и счета. Читающий Евангелие, несомненно, помнит о том, как Божий Сын дважды изгонял из Иерусалимского храма торговцев, делающих свой бизнес на спекуляциях положениями из Божьего закона (Ин. 2:13-17; Мф. 21:12,13). Изменилось ли отношение Господа к подобным вещам сегодня? Библия уверяет нас: «Иисус Христос всё тот же – вчера, и сегодня, и вечно» (Евр. 13:8). А это означает, что и в наше время Иисус с не меньшим рвением наблюдает за тем, чтобы каждый, кто называется его последователем, не допускал своему сердцу оскверниться любовью к деньгам и не стал превращать служение Богу в способ зарабатывания денег для себя лично или для своей церкви.

  Божье слово предусмотрительно увещает христиан избегать «любви к деньгам», которая является «корнем всего злого». «Божий человек» должен «убегать от этого» (1 Тим. 6:9-11; Евр. 13:5). А потому истинные служители Бога не должны быть похожими на «фарисеев, которые любили деньги», потому что тот, кто служит Богу за деньги, духовный банкрот (Лк. 16:14).

  Не вызывает никакого сомнения, что и сам Иисус, и его апостолы никогда не превращали Божью истину в источник наживы. Все они имели крепкую веру в то, что Бог сможет позаботиться об их личных нуждах и о потребностях молодой Церкви (Мф. 6:25-34; Мр. 6:7-9). Ученики Иисуса в Иерусалиме помогали тем из своего собрания, кто имел материальную нужду, «продавая своё имущество и владения, и распределяя вырученные деньги между всеми, в зависимости от того, кто в чём нуждался» (Деян. 2:44,45). Как писал в середине II века Юстин Мученик, «богатые среди нас помогают бедным. [...] И обеспеченные, по желанию, дают каждый сколько считает нужным» («Первая апология).

  Ранние христиане вовсе не шли в народные массы с выпрашиванием денежной платы за ту весть, что поручил им нести Бог. А.Дж. Диккенс в книге «Английская Реформация» замечает: «Иисус Христос и Апостолы, жившие по-настоящему простой жизнью, резко отличались от огромного законодательного и принудительного аппарата церкви, ее несметного богатства и роскошной архитектуры позднего средневековья и эпохи Возрождения» («The English Reformation»).

  Однако, несмотря на столь ясные указания Божьего Слова, церкви со временем перестали следовать позиции христианской скромности и бескорыстия. Постепенно в их среде начали проявляться черты, свойственные не столько христианским, сколько коммерческим сферам, и даже откровенно наживные желания. С веками зародившийся «церковный бизнес» набирал всё большие обороты.

  Пожалуй, нет особой необходимости пояснять, что религии, которые принято называть «традиционными», и которые по своей сути и историческим показателям издавна являлись религиями имперскими, государственными, столетиями славили себя огромными богатствами и роскошью. Похоже, что девизом таких церквей стал призыв: «Утопать - так в роскоши!».

  Нет надобности доказывать, что коммерческая основа в подобных конфессиях так же является налаженной системой. Обычные люди давно смирились с тем, что им приходится платить деньги (и зачастую весьма немалые) за проведение такими религиями установленных, хотя нередко странных и попросту бесполезных, обрядов и церковных служений. Каждый, кто хоть раз побывал в таких церквях, мог увидеть выставленные на продажу религиозные предметы с повешенными на них ценниками. Свечки, крестики, образки, молитвословы… На все есть цены. Хочешь приобрести – лезь в кошелёк! Так строится церковный бизнес.

  Впрочем, от т.н. «традиционных» религий в вопросе извлечения материальной выгоды из веры в Бога ненамного отстают и церкви «евангельско-протестантского» толка. Регулярные выплаты десятин, бесстыдно проводимые в общинах денежные сборы, выпрашивание денег у прихожан, практика купли-продажи религиозной атрибутики и литературы, обогащение пастырей и видных проповедников… Всё это уже давно стало неотъемлемой чертой такого «христианства».



Библейский принцип пожертвований



  В отличие от современных церковных пастырей первые христиане не желали осквернять своё положение перед Богом жадными претензиями на нечистую прибыль. Даже в тех случаях, когда христианское собрание оказывалось в крайней нужде. Так, около 55 года возникла необходимость в помощи обедневшему собранию христиан в Иудее. По этой причине апостол Павел в своём обращении призвал христиан, живущих в Европе и Малой Азии, отозваться на эту нужду их соверующих (1 Кор. 16:1-3). Но устанавливал ли он какую-то конкретную денежную сумму или определённый процент с дохода человека, которую тот должен был бы внести в качестве пожертвования? Вовсе нет. Павел писал: «Пусть в первый день недели каждый из вас откладывает в своём доме и сберегает, сколько позволяет ему состояние» (1 Кор. 16:2). Христианин мог заранее обдумать, сколько он смог бы пожертвовать, и таким образом оказать посильную и лично им избранную материальную помощь. Апостол подтверждал это словами: «Пусть каждый поступает так, как он решил в своём сердце, не с неохотой и не по принуждению, потому что Бог любит радостного дарителя» (2 Кор. 9:7). В отличие от более поздних и корыстных религиозных руководителей, Павел не хотел заниматься «вымогательством» денежных средств или «обременять большими затратами» своих соверующих, а потому не устанавливал «тарифов» для пожертвований (2 Кор. 9:5; 1 Фес. 2:9). 

  Священное Писание приводит соответствующие указания, которые могут помочь истинным христианам следовать правильному образцу в вопросе пожертвований. Так, в одном из библейских текстов мы читаем, что «священник Иодай взял ящик, проделал в его крышке отверстие и поставил его рядом с жертвенником с правой стороны от входа в дом Иеговы». В этот ящик вкладывались «деньги, которые люди приносили в дом Иеговы» (2 Царей 12:9,10; 2 Лет. 24:8-11).

  Что же касается новозаветного времени, то здесь особенно поучителен личный пример Иисуса и апостолов, которые имели специальный «ящик для денег» (Ин. 12:6; 13:29). Совершенно очевидно, что Иисус не занимался выпрашиванием денег с приходивших к нему людей. Он полностью полагался на милость и руководство Бога и скромно принимал добровольные пожертвования, которые давали люди. Причём, он сам учил слушателей, что их дары должны совершаться в тайне, не по принуждению со стороны, так, что «пусть левая рука не знает, что делает правая» (Мф. 6:2-4). 

  Этот принцип, данный Иисусом, абсолютно опровергает привычную церковную практику установления денежных сумм для пожертвований, а также выпрашивания денег у прихожан, когда по рядам пускается специальный поднос, на который человек под взглядами остальных присутствующих выкладывает свои финансы. Тем более кажется неуместной практикующаяся в ряде церквей традиция перечисления имён тех прихожан, которые пожертвовали особенно заметные суммы, что в свою очередь выделяет оставшихся членов церкви, как «недостаточно щедрых» и ставит их в неловкое положение. Во всех таких случаях человек, по сути, вынуждается пастырями своей церкви отдавать личные деньги, т.е. поступает «по принуждению» (2 Кор. 9:7).  


  Подтверждением библейского примера, предоставленного Иисусом, служат слова известного христианского деятеля Тертуллиана, сказанные им в конце II века: «Если и есть у нас некоторое подобие денежного ящика, то он набирается не из взносов за почетное звание, словно религия отдана на откуп. В наш ящик каждый в первый день месяца или когда хочет, если только хочет и если только может, делает небольшое подаяние, так как к этому никто не принуждается, но каждый приносит добровольно» («Апология», глава XXXIX, 5). Понятно, что подобного образца христиане должны были держаться неукоснительно; им не следовало извращать указания Иисуса в угоду своим грешным склонностям и желанию к «нечестной прибыли» (Иер. 6:13).

  «Богатые среди нас помогают бедным. [...] И обеспеченные, по желанию, дают каждый сколько считает нужным» - писал Юстин Мученик («Первая апология», около 150 года н.э.).

  «(Иудеи) посвящали Ему [Богу] десятины своих (имений); а получившие свободу определяют все имущество свое для целей Господних... так бедная вдова все свое состояние отдала в сокровищницу Божию» (Ириней Лионский «Против ересей», около 180 года н.э.).



Индульгенция



  Одним из самых позорных примеров наживы на безграмотных в библейском отношении людях является столетиями имевшая место практика продажи церковным священством индульгенций. Под этим названием в средние века подразумевался документ, который давался человеку в знак его освобождения от наложенного на него церковью наказания.  Начиная с XI века индульгенция приняла вид папской грамоты, которая продавалась желающему за определённую плату. Как утверждалось священнослужителями, обладание такой грамотой позволяло купившему её освободиться от любых грехов – прошлых и нынешних, а с XIII века церковники гарантировали прощение даже будущих.

  Со временем индульгенции начали приписывать столь значимую силу, что она якобы могла быть использована и для искупления душ умерших людей. В 1563 году Тридентский собор объявил продажу индульгенций догматом церкви и повелел предавать анафеме тех, кто этому нововведению противились. На протяжении целой череды столетий продажа индульгенций содействовала весьма солидному пополнению церковной казны. Такая практика, по сути, заменяла собою необходимость в искуплении, которое предоставил своей смертью Иисус Христос. И, правда, зачем нужна вера в Божьего Сына, когда достаточно купить за соответствующую цену нужный документ, а вместе с ним и спасение, и вечную жизнь, и само Божье Царство? Ослеплённые жаждой коммерческой наживы, священнослужители забыли слова Господа, что он вовсе не за деньги даёт «дар в том, что по его незаслуженной доброте [люди] объявляются праведными через освобождение выкупом, уплаченным Христом Иисусом» (Рим. 3:24-26). «По его незаслуженной доброте вы и были спасены через веру, и это не ваша заслуга, а дар Бога» (Эф. 2:8).


  Принято считать, что продажа индульгенций была свойственна исключительно католической церкви. Однако это не так. Подобная практика процветала и в Восточной Греческой церкви. Как замечает в своей статье Сергей Говорун, «Это были настоящие индульгенции - грамоты, разрешавшие от грехов, который мог получить всякий, часто за определенную сумму денег. Разрешение, подававшееся этими грамотами, согласно Хр. Яннарасу, не было связано с участием верного ни в таинстве покаяния, ни в таинстве Евхаристии». Описывая историю этого небиблейского обычая в Восточной церкви, автор указывает: 
  «Практика выдачи индульгенций, существовавшая вначале неофициально, получила официальное подтверждение на Константинопольском соборе 1727-го года… Итак, в 13-м пункте документа говорится: "Власть оставления грехов, которое, если подается письменно, Восточная Христова Церковь именует "разрешительными грамотами" (sygchorochartia), а латиняне - "индульгенциями" (intulgentzas),.. дается Христом в святой Церкви. Эти разрешительные грамоты выдаются во всей Соборной Церкви четырьмя святейшими патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским"».

  Свою статью автор заканчивает словами: «Насколько укорененной была эта практика, говорит тот факт, что "разрешительные грамоты" дожили в Греции до середины двадцатого века» («Индульгенции в истории Греческой церкви»).


  Конечно, кто-то может возразить, что это всё лишь примеры из прошлого, к тому же свойственные только определённым религиям. И это действительно так. Впрочем, никто не спорит с тем, что сегодня практика индульгенций сошла на нет. Но речь в данной главе идёт не просто о делах давно минувших дней. Хорошо, если некоторые религии изменяют своё отношение к ряду неправильных традиций. Но разве сегодня эти же церкви не продолжают следовать политике коммерческой выгоды от налаженного ими процесса церковной купли-продажи, осуществляющейся в их стенах? Разве вместе с практикой продажи индульгенций они отменили и коммерческие тарифы на проведение религиозных обрядов (отпевание, крещение, освящение и прочее) или предоставление многочисленной религиозной атрибутики? Стоит лишь ненадолго зайти в подобную т.н. «традиционную» церковь, чтобы получить печальный ответ.



«Десятина»



  Коммерцизация церкви сегодня свойственна не только т.н. «основным» или «традиционным» религиям. Многочисленные протестантские конфессии проявляют подобный дух материализма и стремления к коммерческой наживе, используя для этого абсолютно небиблейские традиции. И здесь было уместно обратить внимание на ещё один обычай, противоречащий учению Иисуса – выплата десятины. Сегодня сборы десятин практикуются во всё большем количестве церковных общин, даже в тех, где ранее от неё вполне обоснованно отказывались. Согласно утверждённому в таких церквах правилу, от члена общины ожидается, что он регулярно будет вносить в качестве пожертвования десятую часть своего дохода. Определённая часть этой суммы идёт в качестве зарплаты для руководящего персонала церкви. Понятно, что величина суммы, которая оказывается в кармане местного пастыря, напрямую зависит от количества прихожан его церкви.

Но оправдана ли с точки зрения Библии такая практика взимания десятин с христиан? Нет.

  Нужно помнить, что принцип десятины был введён в ветхозаветные времена, но он не относился к периоду зарождения христианского собрания. Согласно указанию Бога, данному через Моисеев закон, древний израильтянин должен был отдавать десятину колену Левия, служащему в качестве священников при скинии, а позже - Иерусалимском храме (Числа 18:21,24,31; Неем. 12:44). Право на это приношение имели только «люди из сыновей Левия» (Евр. 7:5). Причём, десятина должна была выплачиваться вовсе не деньгами, но представляла собой десятую часть урожая зерна и плодов и десятую часть прироста стада (Левит 27:30-32; Числа 18:8-14; 2 Лет. 31:5; Неем. 13:5,12; Иез. 44:28-30). 

  Помимо этого, для помощи нуждающимся, израильтяне раз в несколько лет откладывали дополнительную годовую десятину. Она обычно использовалась, когда народ собирался на религиозные праздники. Благодаря этому могли насыщаться «пришелец, и сирота, и вдова» (Втор. 14:28, 29). 

  Христианские Писания показывают, что жертвенная смерть Иисуса в 33 году н.э. «положила конец» Закону с его «заповедью - собирать... десятины», то есть по сути «стерла» его (Эф. 2:13-15; Евр. 7:5, 18; Кол. 2:13, 14). Можно ли теперь говорить, что плата десятины всё-таки должна быть сохранена и перенята христианским собранием? Нет. Причины тому вполне понятны:

1)    Десятина предназначалась по Божьему закону исключительно древним израильтянам, причём, только тем из них, кто принадлежал к роду Левия и служил при Иерусалимском храме. 
2)    Она выплачивалась не деньгами, а продуктами.
3)    В Христианских Писаниях Господь не давал указания на выплату десятины в церкви.

  Тогда почему в т.н. «христианских» церквях взимание с членов общины десятой части их доходов стало распространённой практикой? Почему этот нехристианский порядок сегодня перенимают даже те конфессии, что когда-то его отвергали? Возможно, ответом на эти вопросы послужит высказывание «Католической энциклопедии». Она пишет следующее: «По мере расширения церкви и появления различных ее учреждений возникла необходимость установить законы, гарантирующие надлежащее и стабильное содержание духовенства. Практика выплаты десятин была перенята из Моисеева закона... Самое раннее конкретное постановление, касающееся данного вопроса, вероятно, содержится в письме епископов, собравшихся в 567 году в Туре, и в [канонах] Маконского собора в 585 году».

  Итак, причиной такому нехристианскому введению явилось банальное корыстное желание религиозных руководителей обеспечить себя «гарантированным надлежащим и стабильным содержанием»! Разве не является такой шаг со стороны церковных лидеров открытым отступлением от слов Господа «Даром получили – даром давайте»? (Мф. 10:8).




  Но, увы, напрасно думать, что эти слова Иисуса как-то затрагивают сердца подобных дельцов от церкви. Наоборот, те активно ищут возможности сделать сбор десятин как можно более тщательным и эффективным делом. Вот что, например, сообщается на одном из протестантских ресурсов:        «Сегодня местные церкви США предложили своим прихожанам новую альтернативу: отдавать свои десятины посредством кредитных карточек. Желающие отдать десятину таким образом должны предоставить церкви номера своих кредитных карточек или банковских счетов и указать, сколько денег и как часто их нужно отчислять. Некоторые местные дома поклонения применяют электронные десятины уже более 5 лет и все больше фининспекторов церквей обдумывают такую альтернативу. Эта практика пересекла все деноминационные границы. Такой вид пожертвований внедрила в практику и католическая церковь святого Майкла в Бедфорде, и еврейская конгрегация в юго-западном городке Форт Ворт, и межденоминационная церковь в Арлингтоне».

  Как реагируют на такое новшество сами религиозные лидеры? В сообщении указывается, что «они безоговорочно подтверждают преимущество электронных пожертвований: они означают устойчивый поток пожертвований, на которых основывается бюджет церкви». „Это постоянная прибыль, что очень выгодно нам“ - сказал коммерческий директор Христианского университета Дон Хоук.

  Согласно сообщению, «директор финансовых операций в баптистской церкви в Гранбури Лейтон Хаселгроув сказал, что, хотя членам церкви предложили жертвовать деньги через банковский счет еще в 1998 году, так делают только 30 из 600 семей в церкви. „Я думаю, что через 6 месяцев или через год это изменится“, - сказал Хаселгроув, практикующий электронное даяние. „Новое поколение более склоняется к электронным переводам, и именно на этой возрастной группе мы будем делать большой акцент“» («Электронные десятины в церкви?». «Пастор.ру». 20.12.2002 г.).

  Помимо того, некоторые идут даже на откровенный обман слушателей, пытаясь придать десятине вид некоего ожидаемого Богом от людей дара, лишь при выплате которого Он будет благословлять такого человека. Так, одна известная протестантская деятельница привела пример того, как в её миссии женщина, одевающаяся в богатую шубу, имела особенность заявлять: «Я говорю всем беднякам, что, если они последуют за Иисусом и будут платить десятину, у них тоже будут шубы». По логике вещей теперь следовало бы ожидать, что все протестанты должны ходить в шубах и ездить на дорогих машинах. Но так ли это? Не обманом ли звучат такие громкие заявления, учитывая, что, как правило, большинство приходящих в церкви – люди вовсе небогатые?   
                                       


Церковный бизнес



  Одной из причин, по которой церкви превращают свою религию в подобие бизнеса, это падение их популярности среди людей. Отсюда естественно прогрессирующее сокращение числа прихожан и, как следствие, уменьшение доходов в казну общины. Да и сами священнослужители в таком случае получают гораздо меньше на свой карман, чем им того хотелось бы. Столкнувшись с данной проблемой, в США церкви стали прибегать к бизнесу, чтобы хоть как-то оплачивать счета. Как выразился по такому случаю пастор «Семейного христианского центра» в Мюнстере (штат Индиана) Стивен Манзи, «к этому придут все активные церкви».

  Согласно «Уолл-стрит джорнэл», церковный бизнес бывает самым разным, начиная с продажи кофе и пышек в вестибюле церкви и заканчивая содержанием ресторанов на церковной террасе. К примеру, одна церковь в Джэксонвилле (штат Флорида) открыла прямо рядом со своим храмом большой торговый центр. В центре работает туристическое бюро, салон красоты и ресторан. Основатель церкви, епископ Вон Маклохлин высказался так: «Иисус хотел, чтобы мы принимали его дары и получали какую-то выгоду». При этом он добавил, что в 2000 году церковный бизнес принес более двух миллионов долларов дохода.

  По словам известного американского проповедника Дерека Принса, современные церкви окутаны властью материализма. Ссылаясь на слова Иисуса из Евангелия от Луки 17:26-30, он подчёркивает пророческое значение дней Ноя и Лота, когда люди «покупали и продавали», для нашего времени. Проповедник пишет: «Однако ни одно из этих дел не является грехом. В чем же тогда проблема? Проблема в материализме. Люди тех дней были настолько погружены в свои земные заботы, что даже не осознавали того, что их плотской образ жизни навлекает на них Божьи суды. Потому суды и застали их врасплох». Далее, Принс признаёт: «То же самое можно сказать в отношении многих исповедующих христианство в Америке. Последний Божий суд, который ознаменует собой пришествие Христа, застанет многих врасплох» («Должно начаться суду с дома Божьего»). 



  В свою очередь в экономическом приложении к газете «Репубблика» замечается, что одним из немногих секторов в экономике Италии, приносящих прибыль, и, возможно, единственный, позволяющий преодолеть спад, - это бизнес, «который ведется под эгидой церкви». Так, в течение шестой Ярмарки религиозных товаров, проходившей в городе Помпеи, оборот капитала 1 400 компаний, производящих и продающих свою продукцию, «по подсчетам, составил 400 миллиардов лир [240 миллионов долларов США], а это 15 процентов годового прироста в объеме продажи». Кроме того, религиозное паломничество, которое в 1993 году привлекло около 35 миллионов паломников к различным «святыням» Италии, принесло почти в десять раз больший доход. В сообщении говорится, что «коммерческие дела, „благословленные“ церковью, „идут в гору. И итальянская католическая иерархия, совещание епископов и епархия уже давно прекрасно знают об этом, и нельзя сказать, чтобы они были этим недовольны». Церковная иерархия даже организовала и финансировала конференции (на которых присутствовали видные церковные лица), посвященные тому, как руководить таким процессом.

  Торговля «христианской» атрибутикой открывает для дельцов от церквей огромные коммерческие возможности. Что ещё может сравниться с силой внутренней религиозности человека? Если многие ради своей веры могут отдать свои жизни, то разве сложно им будет пожертвовать всего-то лишь деньги за вещь, которую те смогут воспринять как символ своей веры? А, тем более, когда речь идёт об их вере в некую особую мощь таких атрибутов! Это прекрасно осознают «христианские» коммерсанты, строящие на подобной человеческой психологии свои бизнес. Как пишет в своей книге Флоренс Бюли, сегодня призывы из области «христианской» купли-продажи стали «более утонченными и шокирующими. "Освященные" скатерти, "освященная" ткань, "освященные" пальмовые ветви, "освященные" ключи, "освященные" горчичные зерна, рис для отправителя, чтобы "благословить" его. Иногда прикладываются шелковые платочки, в которые можно завернуть письмо о своих проблемах и отправить, чтобы о них помолились» («У заблуждения много лиц»). Вот далеко не полный список предложений, которые получают верующие люди, убеждаемые в бесспорном Господнем благословении при условии покупки оных предметов.



Евангелие благосостояния



  Невозможно поверить, чтобы кто-то из нынешних прихожан «христианских» церквей никогда не слышал о т.н. «евангелии благосостояния». Это движение всё более набирает силу во многих регионах земли. Это не какая-то новая отдельная конфессия. Нет. Т.н. «христианство» создало омирщвлённое умозрение, пропагандируемое представителями самых разных церквей и направленное на достижение членами т.н. «христианских» религий (и даже требование оного от Бога!) материального богатства и высокого положения! Это явление может также называться «движением процветания» или «евангелием успеха».

  Очень и очень многие люди в церквах уже попались в такую ловушку Сатаны. Незаметно они были приучены своими лидерами к небиблейскому мышлению, смысл которого кроется в словах: «Бог хочет, чтобы ты стал богачом! Веруй в это, и ты им станешь!» Но для этого человек должен сначала отдать свои деньги Богу (читай, пастырю) и только тогда сможет надеяться на то денежное изобилие, что вот-вот на него обрушится с неба. 

  Вот как отзывается о подобном явлении автор книги «У заблуждения много лиц» Флоренс Бюли:
  «Самый большой обман, связанный с процветанием, заключается в обещании оплаты сторицей за "дар веры" или "посеянное семя". Много лет назад мы с мужем столкнулись с таким видом пропаганды. Мы проделывали путь в сотни миль, чтобы побывать на целительных служениях, куда стекались тысячные толпы. На одном из собраний людей просили дать обещание поддерживать эту организацию в течение года. Дававшим такое обещание с уверенностью гарантировалось, что Господь не только обеспечит их деньгами для выполнения обещания, но и удвоит эту сумму… Даже если веры не хватало, ведущий убеждал нас со словами: "Возможно, что в вас нет веры. Но я внесу ваше имя в список людей, за которых я регулярно молюсь. Каждый день я буду молиться лично за вас. Я верю, что Бог восполнит все ваши нужды и благословит вас, удвоив пожертвованную вами сумму. Я использую свою веру..."».

  Сегодня подобные заверения жадных до денег пастырей являются общепринятым явлением. По этой причине автор предупреждает: «Обязан ли Бог наградить нас материальным изобилием? Обещал ли Он дать нам благосостояние? Проповедники "Евангелия успеха" скажут вам: "Да! Он обещал и обещает сегодня! Человека ограничивает только недостаток веры. Вы добьетесь всего, если поверите в это". Вот так и расставляется западня… Многие "пророки" используют обещания о материальных благословениях как средство привлечь к Христу. Процветание они считают первородным правом всех христиан. Но разве Иисус использовал богатство как приманку для Своих последователей, мужчин и женщин? Сокровище на небесах - да, богатство на земле – нет».



  Вот только не желают видные деятели «Евангелия успеха» сокровищ на небесах. Им куда нужнее ценности материальные, сегодняшние, мирские… Их сердца греют банковские счета и человеческие восхищения, слышимые в свой адрес. Им желаннее роскошные особняки и шикарные машины. И они этого даже не скрывают. Так, в посвящённой этой теме статье представителя одной из евангельских церквей Дмитрия Шелудько, называемой «Евангелие и благосостояние», приводятся цитаты всемирно известных протестантских лидеров, последователей движения «христианского обогащения». Я приведу их в данной работе.

  Кенет Хейгин: "Кажется у некоторых людей создалось представление, что, если верующий в Бога человек живет бедно, не обладает никаким имуществом, это есть знак смирения и благословения Богом. Они полагают, что следует шагать по жизни в дырявой шляпе, стоптанных туфлях и протертых брюках. И только так мы можем свести концы с концами. Но ведь Иисус этого не говорил... Благословение Авраама было троекратным благословением. Первое обетование, данное Аврааму было то, что Бог сделает его богатым".

Йонги Чо: "Я думаю, что воля Божия в том, чтобы мы имели духовное, физическое и финансовое благосостояние".

Р. Мэкколи: "Что касается меня, то знаю, что Бог дал мне весть веры для этого народа, и частью этой вести есть библейское благосостояние. Не один раз спрашивал я у Господа: " Не могу ли я эту часть о благосостоянии опустить, а проповедовать лишь остальное". Но Господь приказывал мне проповедовать все и научать всему Слову и особенно тому, что говорит Библия о благосостоянии. Я не думаю, что Иисус был бедный.... Первые апостолы тоже, наверное, не были нищими...".

Глория Коупленд: "Вы отдаете один доллар ради Евангелия, а вам принадлежит уже 100 долларов. Вы отдаете 10 долларов, а получаете в дар за это 1000 долларов. Вы отдаете 1000 долларов и получаете за это 100 тысяч. Я понимаю, что Вы сами умеете умножать, но я хочу только объяснить вам это еще раз четко.... Пожертвуйте самолет, получите обратно стократную стоимость этого самолета. Подарите автомобиль, и вы получите столько автомобилей, сколько вам не потребуется за всю вашу жизнь. Короче говоря, то, что сказано в Евангелии от Марка 10,30 - это хороший бизнес".

Норман Винсент Пил: "Было время, когда я ошибочно считал, что веру и благосостояние нельзя объединить. Я полагал, что религия не должна связываться с делами бизнеса, а ограничиваться единственно только моральными, этическими и социальными проблемами. Но на сегодняшний день я давно признал, что такая точка зрения ограничивает силы Бога и развитие человека"…

  И это говорят люди, имеющие мировое признание, чьим словам всецело доверяют многие тысячи верующих человек! Чему они могут научить свою паству? Скромности и готовности к тому, что в жизни людей могут иметь место материальные лишения и потеря имущества в силу самого широкого ряда причин? (Сравните Евр. 10:34). Желанию ставить богатства духовные и будущую награду от Бога выше сиюминутной денежной выгоды? Вовсе нет. Концепция до смешного проста – «Тебе нужна награда уже сейчас! И этой наградой являются деньги! Стремись к ним!!!»


  Одному из протестантских проповедников, не желающему смириться с тенденцией «евангелия обогащения», принадлежит такая оценка лидеров этого движения: «Они ослепляют верующих, они отвращают внимание христиан от необходимости удалить из своей жизни все грехи и не сообразоваться с миром сим.... Они сами вкусили плоды успеха и благосостояния, и теперь отравляют паству тем же самым извращением Евангелия. Некоторые из них охотно бы заменили слово "очищение" словом "обогащение"».  

  Но, увы, эти «христианские» лидеры и не думают перестать приучать своих слушателей к откровенно потребительскому взгляду по отношению к Богу. Более того, они содействуют худшему – бесстыдно призывают их требовать от Господа материальные богатства!

  О фактах такого чудовищного заблуждения пишет Стивен Гибсон, автор работы «Боги евангелия процветания». В ней он приводит высказывание целого ряда подобных мировых лидеров церкви, делающих такие небиблейские, омирщвлённые заявления. Так, автор цитирует слова, которые высказал Кеннет Хейгин: «Я понял, что самый эффективный способ молиться - настаивать на своих правах. Я молюсь так: "Я имею право требовать. Я требую» [Кеннет Хейгин. The Believer's Authority (Tulsa. OK: Kenneth Hagin Ministries, 1984). 22].

  По этой причине Стивен Гибсон задаётся вполне резонным вопросом: «Имеем ли мы право заставить Бога сделать то, чего Он делать не хочет? Если мы молимся согласно Божьей воле, какой смысл требовать от Бога выполнение наших прав? Вся эта идея отстаивает превосходство человека над Богом».

  А вот что, согласно Гибсону, заявляет другой, не менее именитый «христианский» проповедник Бенни Хинн: «Никогда, никогда не идите к Господу со словами: "Если есть на то Твоя воля..." Не позволяйте таким веру разрушающим словам выходить из ваших уст. Когда вы молитесь: "Если это соответствует Твоей воле, Господь", вера будет разрушена. Волны сомнений поднимутся и захлестнут ваше существование. Поставьте охрану от подобных слов, которые могут похитить вашу веру и погрузить вас в отчаяние» [Бенни Хинн. Rise and Be Healed (Orlando. FL: Celebration Publishers, 1991). 47-48].

  Автор снова высказывает своё недоумение: «Это значит, что верующий не должен молиться словами молитвы "Отче наш", "Да будет воля Твоя". Но, вместо этого, человек, не задумываясь о том, какова воля Божья, должен предположить, что свершится его собственная воля. Мы должны сделать выбор между примерами молитвы Хинна и Иисуса, так как Иисус молился: "Не моя воля, но Твоя"».

  «Согласно Фредерику Прайсу, - продолжает Гибсон, - молитва "Да будет воля Твоя" звучит, как смирение, на самом же деле это глупость» [Фредерик Прайс. "Ever Increasing Faith" program on TBN (16 November, 1990].

  Только представьте себе, что проповедуют эти «светила» евангелизма! Они хотят, чтобы падший человек диктовал свои условия Всевышнему Богу! Они желают сделать Законодателя лакеем для грешников, каждый раз вопрошающим их: «Чего изволите?» Как выразился д-р А.Тоузер, «кажется, что христиане проходят через процесс идейной обработки и "промывания мозгов", поэтому нам стало легко и просто принимать символ веры, который заставляет Бога быть нашим слугой вместо того, чтобы самим быть Его слугами». Но мыслимо ли такое для истинного христианина? Может ли по-настоящему преданный Богу человек ставить себя выше своего Создателя?

  Кстати, весьма интересен вывод, сделанный Флоренс Бюли: «Важнейшая проблема, связанная с "Евангелием успеха", заключается в том, что оно - продукт западного мышления, направленного на западную идеологию и культуру. Попробуйте применить это в других частях света, и окажется, что приманка процветания и успеха - просто абсурд… Хочется спросить, почему пророки, говорящие о том, что Бог хочет сделать нас богатыми, не несут свою весть туда, где она нужнее всего? По сравнению с миллионами людей те, к кому эти пророки обращаются, и так довольно богаты».

  И действительно, как действует «евангелие успеха» в странах третьего мира? Там ведь тоже многие люди слушают протестантских руководителей. Тогда по логике вещей следовало бы ожидать, что прихожане африканских, южно-американских, азиатских церквей должны были бы наконец-то расстаться с нищетой, обездоленностью и прочими страданиями. И тоже ходить в шубах и ездить в «Мерседесах». Но так ли это?

  Увы, «евангелие успеха» (а, точнее, построенный на нём бизнес) в силах приносить свои результаты только там, где паства имеет более-менее заметные деньги, которыми можно будет потом набить церковную казну и, конечно же, карманы выдающихся лидеров…
  

  Я вполне понимаю, что в наш безумный век можно встретить множество людей с безумными речами. Но я до сих пор не могу осознать, как такие люди могут называться «ведущими протестантскими проповедниками»! Я не понимаю, как на протяжении десятилетий они продолжают с восторгом восприниматься массами людей, называющих себя «христианами»! На каком библейском основании сотни «христианских» типографий с упоением печатают и тиражируют очередные безумные высказывания этих лидеров, а «христианские» теле- и радиоканалы устраивают шоу с их участием! Впрочем, понятно здесь другое – такие лидеры с подобными идеями очень востребованы в массах т.н. «христианства». Видимо, они очень нужны им. Иначе бы их просто не популяризировали…

  Вывод, который делает Флоренс Бюли, неутешителен: «В доктрине об успехе и процветании очень трудно различить обман…Чем больше мы увлекаемся этим вздором, тем больше мы превращаемся в избалованных детей. Получая все желаемое, мы вряд ли станем Божьими воинами. Мы можем облачиться в мундир с золотыми пуговицами и нашивками, но мы будем воинами ничуть не больше, чем шестилетний ребенок, одевший отцовские армейские сапоги и вооружившийся деревянным пистолетом».  

  В заключение этого раздела позволю себе привести итоговые выводы, которые делает автор статьи «Евангелие благосостояния» Дмитрий Шелудько:

«1. Проповедники "Евангелия благосостояния" не делают различия между преимущественно материальными благословениями для народа израильского во времена Ветхого Завета и благословениями духовными, преимущественно нематериальными, которые обещаны новозаветной Церкви.
2. Проповедь "Евангелия благосостояния" подтверждает и укрепляет многих христиан в их мирских, земных убеждениях. Они игнорируют ясные новозаветные учения, примеры относительно ученичества, отвержения себя, скромного и притязательного образа жизни.
3. "Евангелия благосостояния" подрывает доверие к христианству и лишает его силы, которая в особенности возникает во времена преследований, бедности и страданий и необходима для духовного выживания.
4. Не утвержденных христиан, которым приходится переносить болезни, бедность и преследования, такие проповедники небиблейского учения могут ввергнуть в духовный кризис и отчаяние, побудить к сомнению в любви и попечительстве Божием.
5. Такие учения способствуют лаодикийскому характеру христианства последних времен и своими материальными обещаниями лишают своих приверженцев самой сути Евангелия».


 
Обогащающиеся пастыри



  «Достоинство веры христиан в последние десятилетия особенно пострадало от того, что известные евангельские христиане (в основном лидеры церкви) живут в роскоши, частично или полностью финансируемой за счет призывов к пожертвованиям. С этими духовными деятелями нередко случаются финансовые скандалы, или же из-за аморальных историй, в которые они попадают, их имена появляются в сенсационных заголовках светской прессы» - такие слова стоят в самом начале статьи «Евангелие и благосостояние» (Дмитрий Шелудько). Далее в ней приводятся слова, которые высказал Леонхард Рейвенхил: «Хотя на американских денежных банкнотах стоит: "Мы доверяем Богу", но кто действительно верит Ему? Полагаются ли на Него радио- и теле проповедники в том, что Он сам восполнит их потребности? Если да, то тогда бы они не трепали Его имя перед циничным миром во время своих плаксивых оргий-просьб о милостыни» [L. Ravenhill "Erweckung nach dem Herzen Gottes"].

  Этим словам вторит Стивен Гибсон. В своей работе «Боги евангелия процветания» он приводит громкое заявление известного евангелического проповедника Бенни Хина, который без тени смущения говорит: «Мне не нужно золото там на небесах. Мне оно нужно здесь» [Бенин Хинн. "Ргаisе-а-Тhоn" program on TBN (2 April 1991)].

  Насколько преуспела эта «христианская» знаменитость на таком поприще? Гибсон констатирует: «Хинн получил то, чего хотел. Он и другие лидеры движения живут в великом богатстве, торгуя вестью, что люди будут обогащаться, если будут жертвовать на это служение. В Иакова 4:3 мы читаем о тех, которые не получили ответа на свои молитвы, потому что любили мир и просили об удовлетворении своих желаний. И все же, эти люди пытаются привлечь внимание слушателей посредством любви к миру и материальным вещам. Они заявляют, что вера удовлетворяет эти желания и приносит богатство. Они верят, что Иисус был богат и обещает богатство Своим последователям. Фредерик Прайс сказал: "Вот поэтому я вожу Ролс-Ройс. Я следую по стопам Иисуса"» [Фредерик Прайс "Ever Increasing Faith" program on TBN (9 December, 1990)]».

  Сложно не согласиться с выводами, которые делает в своей работе Стивен Гибсон. Он задаётся вопросом: «А где же [библейские] герои, которые наживаются посредством веры путем, рекомендуемым Коуплендом, Хейгином и Хинном? Кто те, для кого превыше всего полученное верой? Таких примеров нет. Вместо этого, Библия упоминает Димаса, который оставил служение из-за любви к миру (2 Тимофею 4:10). Почему Павел не объяснил Димасу, что путь к обогащению - это служение? Неужели Павел сам этого не понимал? Почему Елисей не принял плату от Неемана за исцеление? Современные целители не опасаются платы, но даже хотят, чтобы молитву за нужду сопровождали щедрые пожертвования. Когда Гиезий, слуга Елисея, тайно попросил Неемана отдать ему часть денег, то был проклят проказой и укором за свой материализм (4 Царств 5). Гиезия готовили на место пророка Израиля. Но его любовь к деньгам лишила его возможности нести служение».

  Автор пишет: «Истина заключается в том, что никто не становится богатым, используя принципы алчной веры, кроме еретиков, которые продают их. Их книги и кассеты продаются по всему миру, и от жаждущих потребителей этой продукции идут миллионы долларов пожертвований. Но слушатели не становятся богатыми, и нет достаточных доказательств, подтверждающих невероятные истории и чудеса веры, о которых говорят эти учителя… Тот факт, что богатство достигается только продавцами доктрины, показывает, что их служение - только бизнес с религиозным оттенком» («Боги евангелия процветания». Глава 2).



  Пример всемирно известных пастырей, естественно, передаётся и лидерам поместных общин «христианских» церквей. Им тоже хочется погреть руки на столь удачно выверенном бизнесе, скрытым под псевдобиблейской маской. Уже упомянутый выше Дмитрий Шелудько вспоминает личный случай: «Когда я учился в библейской школе, в… [далее следует название города и имя местного пастора], то когда мы проходили тему "Деньги - экономическая кровь церкви", пастору задали вопрос: "Скажите, должен ли быть пастор богатым, или нет?". Пастор ответил: "Конечно, должен, иначе, если он будет бедным, как он сможет проповедовать о процветании?".

  Что ж, довольно показательный случай. Такая антиевангельская позиция, к сожалению, для немалого числа рядовых членов церквей воспринимается как некая неизбежность. Они уже привыкли, что их лидеры не особо утруждают себя скромностью в распоряжении общинными пожертвованиями. Впрочем, есть и те, кто не желает оставлять подобные вещи без внимания. Как пишет Флоренс Бюли, «я каждый раз содрогаюсь, когда руководитель церкви, живущий в роскоши и изобилии, говорит о том, что этим процветанием Бог одобрил его жизнь и труд!».

  А Дмитрий Шелудько в своей статье замечает: «Иисус повелел ученикам идти и проповедовать евангелие всей твари. Проповедовать, это значит, что-то отдавать, отдавать людям весть о спасении. К сожалению, современные христиане считают себя царями, которые должны обладать всеми сокровищами мира сего и стричь овец и снимать с них шкуры».


  Неужели современные «христианские» лидеры, ослеплённые желанием немедленного обогащения, забывают предупреждения Библии о том, что именно должно быть для истинного христианина главным сокровищем и к чему в то же время он не должен прилагать своего сердца? Да и как иначе можно воспринять слова Божьего Слова об истинных сокровищах, предлагаемых Создателем людям?

«Никто не может быть рабом двух господ, потому что или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному будет верен, а другим будет пренебрегать. Вы не можете быть рабами Бога и Богатства» (Мф. 6:24).  

«Да будет благословен Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа, благословивший нас в небесных пределах всевозможными духовными благословениями во Христе» (Эф. 1:3).

«До сих пор мы испытываем голод и жажду, бедно одеваемся, нас бьют, мы остаёмся без крова» (1 Кор. 4:11).

«…и покупающие – как не владеющие, и пользующиеся миром, как не пользующиеся им в полной мере, потому что сцена этого мира меняется» (1 Кор. 7:30,31).

«Мы ведь ничего не принесли в мир и вынести ничего не можем. Так что, имея пропитание, одежду и кров, мы будем этим довольны. А те, кто решили разбогатеть, впадают в искушение, и в ловушку, и во многие безрассудные и пагубные желания, которые приводят людей к уничтожению и гибели. Ведь корень всего злого – любовь к деньгам, и некоторые, предавшись этой любви, были отведены от веры и пронзили себя многими страданиями» (1 Тим. 6:7-10).

«Теперь послушайте вы, богатые: плачьте и вопите о надвигающихся на вас бедах. Ваше богатство сгнило, и ваша верхняя одежда изъедена молью. Ваше золото и серебро заржавело, и ржавчина на них будет свидетельством против вас и изъест вашу плоть. Вы скопили в последние дни некое подобие огня… Вы жили на земле в роскоши и предавались плотским удовольствиям. Вы откормили свои сердца на день убоя» (Иак. 5:1-3,5).

  Не предупреждает ли Библия о подобных «людях, развращёнными умом и лишёнными истины, думающими, что преданность Богу – это возможность что-то приобрести»? (1 Тим. 6:5).

  Разве апостолы Иисуса, известные своей крепкой верой и самоотверженностью в служении Господу, получили от Него в знак благодарности несметные богатства? Ответ даёт сам Пётр, когда говорит: «Серебра и золота у меня нет» (Деян. 3:6). И разве верные мужи прошлого были награждены Богом безмятежным времяпрепровождением? Нет, они переносили многие испытания и лишения, когда «скитались в овечьих и козьих шкурах, были в нужде, в бедах, терпели жестокое обращение, …скитались по пустыням и горам, по пещерам и земляным ямам» (Евр. 11:32-38). 

  Апостол Павел тоже говорил о себе и своих сотрудниках в деле Господнем: «мы каждый час подвергаемся опасности. Каждый день я смотрю в лицо смерти» (1 Кор. 15:30,31). Ему же принадлежит признание, что он нередко проводил свою жизнь «в труде и изнурении, часто в бессонных ночах, в голоде и жажде, много раз без пищи, в холоде и наготе» (2 Кор. 11:26,27). Как замечает в своей книге «Дорогами христианства» Эрл Е. Кернс, «Павел не желал быть обузой нарождающимся церквам и поэтому, начиная проповеди в новых районах, старался сам зарабатывать себе на жизнь, например, изготовлял палатки, когда благовествовал коринфянам (Деян. 18:1-4; ср. 1 Фес. 2:9). Его собственный пример показывал, что и Церковь должна сама себя обеспечивать» (Москва. «Протестант». стр.46).
 
  Так что же, все эти лишения преданных Богу служителей являлись следствием их «слабой веры» и «неутверждённости» в истине? Сказать так, значит выявить свою полную духовную слепоту! Совершенно очевидно, что Бог вовсе не обещает своим служителям за их веру чудесное ограждение от всех проблем личного и экономического плана. «Сам Христос пострадал за нас, оставив нам пример, чтобы мы следовали точно по его стопам» (1 Пет. 2:21).    

  Впрочем, как признаёт Шелудько, «у меня такое впечатление, что современные проповедники читают Библию "вверх ногами", т.е. то, что Христос и апостолы называют мусором, современные проповедники называют - сокровищем, то от чего ученики убегали и чего отреклись - современные проповедники называют преимуществом и Божьим благословением».

  Что ж, каждый делает свой выбор перед Богом. И каждый за свой выбор понесёт перед Ним ответ.



Пример Свидетелей Иеговы



  Свидетели Иеговы убеждены, что на самом деле не те богаты, кто многое имеют, а те, кто многое отдают для блага других и в первую очередь - для Господа. Поэтому они готовы богатеть в Бога, а не «копить сокровища для себя» (Лк.12:21). Думаю, что не лишним было бы привести фрагмент из книги «Возвещатели Царства Бога», в котором приводится пояснение, ищут ли Свидетели Иеговы собственной выгоды в своём теократическом служении Богу: 
  «Никто из членов Руководящего совета, сотрудников зарегистрированных объединений Общества и других видных деятелей организации не получает прибыли от деятельности Свидетелей Иеговы.

  Вот что писал о Ч. Т. Расселле, который был президентом Общества Сторожевой Башни более 30 лет, один из его товарищей: «Чтобы определить, согласуется ли выбранный им путь с Писанием, а также чтобы продемонстрировать свою искренность, он решил убедиться в благоволении Господа следующим образом: 1) посвятить жизнь своему призванию; 2) вложить все состояние в продвижение дела Господа; 3) запретить денежные сборы на всех встречах; 4) когда иссякнет его состояние, продолжить дело; полагаясь только на добровольные пожертвования».

  Вместо того чтобы обогащаться за счет религиозной деятельности, брат Расселл израсходовал на дело Господа все свои средства. После его смерти в «Сторожевой башне» отмечалось: «Все свое состояние он истратил на дело, которому посвятил жизнь. На личные расходы он получал лишь 11 долларов в месяц. После себя он не оставил никакого имущества».

  Продолжателям дела Общества брат Расселл завещал: «Что касается вознаграждений, то, по моему мнению, было бы лучше всего и дальше придерживаться правила Общества, а именно: никто не должен получать жалования. Тем, кто каким-либо образом служит Обществу или поддерживает его деятельность, деньги должны выделяться лишь на необходимые расходы». Сотрудникам Вефилей, офисов и типографий, а также разъездным представителям Общества предоставлялись только пища, кров и скромная сумма на личные расходы, достаточная для удовлетворения насущных потребностей, но никому не полагались «средства... для сбережений». С тех пор ничего не изменилось.

  Все, кто становятся специальными полновременными служителями во всемирном главном управлении Свидетелей Иеговы, дают обет нищеты, как это сделали члены Руководящего совета и другие члены семьи Вефиля в Бруклине. Это не означает, что они ведут безрадостную жизнь и лишены всяческих удобств. Всем специальным полновременным служителям независимо от положения предоставляется одинаково скромное питание, жилье и средства для покрытия личных расходов.

  Таким образом, организация осуществляет свою деятельность, полностью полагаясь на помощь Бога. Как подлинное духовное братство, распространившееся по всей земле, Свидетели Иеговы - не по принуждению, а охотно - используют свои средства для выполнения дела, порученного им Иеговой, нашим великим небесным Отцом».



  В вопросах финансовой поддержки деятельности своей христианской организации Свидетели Иеговы стараются послушно следовать библейскому образцу. В этом может убедиться любой человек, решивший более внимательно сосредоточиться на данном аспекте. По примеру Иисуса и его учеников Свидетели Иеговы в местах своих христианских встреч устанавливают специальный ящик для пожертвований. Любой желающий может сделать добровольное пожертвование, непосредственно воспользовавшись таким ящиком. Причём, в самом прямом смысле – добровольное. А это значит, что в отличие от того, что происходит во множестве т.н. «христианских» церквей, на встречах собрания Свидетелей Иеговы к присутствующим не будут по нескольку раз подряд обращаться ораторы с предложением снова достать свои бумажники и вновь отдать несколько купюр в качестве пожертвования. Перед человеком не будут держать поднос или мешочек, чтобы тот опустил туда свои деньги. Если пришедший на встречу пожелает приобрести что-либо из библейских публикаций, то ему не укажут цену, за которую тот сможет их получить, но дадут бесплатно. А в случае, когда такой человек пожелает внести в качестве признательности какую-то денежную сумму, сделать он это сможет на своё личное усмотрение через ящик для пожертвований, и никто не будет контролировать, сколько именно он внёс.


  Ещё большее доверие в вопросе пожертвований у Свидетелей Иеговы вызывает регулярно проводимые ответственными братьями собрания отчёты о финансовых сетах. Каждый месяц в собрании оглашается полный отчёт о том, какая денежная сумма поступила в течение месяца в качестве пожертвований, сколько средств было потрачено и на что именно, а также сумма, оставшаяся в итоге на счетах данного собрания. Таким образом, любой член собрания может иметь полное представление о том, как расходуются внесённые им пожертвования. Стоит отметить, что ни один рубль из пожертвований никогда не пойдёт на личные нужды ответственных братьев собрания!


  Здесь кто-то может задаться вопросом: разве возможно, чтобы сообщество христиан существовало исключительно на добровольные финансовые дары в современном мире, которым правит коммерция и материализм? Для множества церквей этот вопрос не подлежит обсуждению, т.к. без выпрашивания денег и продажи религиозной атрибутики их дальнейшее существование становится невозможным. Но в случае Свидетелей Иеговы всё обстоит совершенно иным образом. Почему? Потому что они имеют крепкую веру в то, что пример Иисуса и его учеников вполне реален для применения истинными христианами, а также в то, что Божьему духу отнюдь несложно поддержать служителей, которые полагаются на его руководство и потому не делают из христианства бизнес! Так, уже во втором номере журнала «Сторожевая башня» (основное печатное издание Свидетелей Иеговы), за август 1879 года, издатели указали: «Мы верим, что издание „Сионской сторожевой башни“ поддерживает ИЕГОВА, и поэтому мы никогда не будем ни умолять, ни просить о помощи людей. Если Сказавший: „Мое серебро и Мое золото“ - не будет обеспечивать нас необходимыми средствами, мы поймем, что издание журнала пора прекратить».

  Основатель журнала Чарлз Тейз Расселл не собирался подражать печальному в этом отношении примеру церквей. Он писал: «По нашему мнению, деньги, полученные путем всякого рода попрошайничества, совершаемого во имя нашего Господа, отвратительны, неприемлемы для него и не принесут Божьего благословения ни дарителям, ни делу, для которого выпрашиваются».

  В одном из последующих номеров этого журнала была озвучена следующая мысль: «Тот, кто говорит: „Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор“ (Пс. 49:12, 9, 10), в состоянии поддерживать свое великое дело, не выпрашивая средства ни у этого мира, ни у своих детей. Также он не будет принуждать своих детей жертвовать чем-нибудь ради служения ему, и он не будет принимать от них ничего, кроме радостных, добровольных дарений» (Сентябрь 1886 года, стр.6).

  Сегодня же Свидетели распространяют Библию, основанные на ней книги и другие публикации в 239 странах мира. «Сторожевая башня» первоначально выходила только на одном языке тиражом 6 тысяч экземпляров в месяц. С тех пор журнал стал изданием, выходящим многомиллионными тиражами на множестве языков мира.

  В книге «Свидетели Иеговы. Возвещатели Царства Бога» по этому случаю замечается:   
  «Свидетели Иеговы не выпрашивают денег через свою литературу. Не делают они этого и на своих встречах. Ни в собраниях, ни на конгрессах никогда не услышишь эмоциональных призывов жертвовать деньги. По рядам не передаются подносы, среди верующих не распространяются предназначенные для денег конверты, и к членам собрания не обращаются с письменными просьбами о пожертвованиях. Для пополнения кассы собрания никогда не прибегают к лотереям и таким азартным играм, как бинго. Еще в 1894 году, когда Общество Сторожевой Башни выслало разъездных ораторов, было опубликовано следующее объявление: «Да будет известно всем, что Общество не организовывает и не одобряет ни денежные сборы, ни другие виды выпрашивания денег». С самого начала современной истории Свидетелей Иеговы в их информационные листки и в другие печатные приглашения на встречи включалась надпись: «Вход свободный. Никаких денежных сборов»» (стр. 340).


  Итак, разве эти примеры Свидетелей Иеговы не являются показателем их искренности и подлинно христианской веры? Разве не таким же духом отличался Иисус Христос, полагавшийся «не на изменчивое богатство, а на Бога, который обильно предоставляет» всё необходимое для полноценного служения ему?

  Но в то же время, разве не страдают многие церкви, лишь называющие себя «христианскими», отсутствием подобного настроя, который проявлял Иисус, и который столь присущ сегодня Свидетелям Иеговы? Поистине, согласно определению Господа, они превратились в «дом торговли»! (Ин. 2:13-17; Мф. 21:12,13).


  Кто-то однажды сказал, что деньги - хороший слуга, но плохой хозяин. Тем, кто считает себя христианами, а, тем более, учит других, что значит быть христианином, всегда следует помнить об этом. Как буквальный клин разделяет материал надвое, так и клин обольщения может разделить человеческое сердце. А разделённое сердце не может сосредоточиться на духовных приоритетах. То, как конкретная религия следует такому предупреждению, во многом определяет её истинность перед Богом.


  Христианская организация Свидетелей Иеговы своим отношением к духовным богатствам, возвышающимися над материальными, подтверждает, что желает не на словах, а реальными делами следовать за Иисусом и ставить интересы Царства прежде всего. И это служит ещё одним ярким показателем её истинности в поклонении Богу. 


****************************************************************************************
P.S.

Документальный фильм "Марджо"





Отчасти документальный, отчасти разоблачающий, этот фильм описывает жизнь бывшего популярного евангелиста Марджо Гортнера, рассказывающего о своем прибыльном шоу и «религиозном бизнесе», имевшем место задолго до появления «телевангелизма».