вторник, 1 апреля 2014 г.

«Римская пропаганда»



  Давайте мысленно представим себе Иудею I века. Надменный Рим оккупировал территорию государства, созданного столетия назад Богом. Иерусалим, краса народов, попирается язычниками. Население страны обременено непосильными налогами. Власть в стране до предела коррумпирована. В различных регионах Иудеи то и дело вспыхивают мятежи, льется кровь. В Иерусалиме за власть борются различные патриотические движения. Отдельные группы националистического толка ведут борьбу как с римскими агрессорами, так и с внутренними «предателями».

  Какой должна была быть реакция иудейских христиан на происходящее в их собственной стране? Конечно, мы не задумываясь скажем: «Они оставались политически нейтральными». Да, так оно и было. Мы так часто даем подобную оценку ранним христианам, что можем просто привыкнуть к правильному ответу. Говорить на автомате. И мы уверены, что, окажись в то время в том месте, мы тоже поступили бы именно так – оставаясь вне политики. Потому что мы «не от мира» (Ин. 17:16). Но это все было где-то там, в далекой, древней Иудее. И при всем желании мы никогда не сможем испытать себя в условиях событий I века. Мы можем только представлять, не более.

  Но что изменилось в мире за прошедшие 2 тысячи лет? Хозяин этого мира все тот же, и дела его те же (2 Кор. 4:4). От смены внешних ширм в нем ничего не изменилось. У людей появился интернет и телефоны, но их дух остался таким же, каким он был в прошлом. И их патриотические страсти не менее яркие, чем были в Иерусалиме накануне его разрушения римскими войсками. Наш истинный христианский нейтралитет определяется не нашими фантазиями о том, как бы мы поступили во времена, в которых никогда не жили. Он исходит из того, как мы ведем себя сейчас, в нашем собственном обществе, которое зашкаливает от национально-патриотического напряжения.

  Разумеется, никто из христиан сегодня не пойдет на митинги протеста и не вступит в армию ради защиты национальных политических интересов. Однако нарушение нейтралитета сегодня может проявиться не только в буквальном присоединении к какой-либо из конфликтующих сторон. Не менее очевидно оно может выявиться в настрое ума христианина, в его словах, устном отстаивании той или иной политической позиции.

  Мне сложно представить, чтобы в Иерусалиме I века христиане могли оценивать ситуацию в Иудее с точки зрения патриотических соображений, ища «более правильную» сторону конфликта. Кто был прав в сложных перипетиях тяжелого национального положения иудеев того времени? Рим поступал жестоко, нагло, и, как свидетельствуют историки, абсолютно бездарно, надеясь через грубую силу диктовать волю Иудейской провинции. Он на свое усмотрение отрывал (аннексировал) от Иудеи ее территории, перекраивая карту страны на свой лад. Он назначал собственных правителей, жадных, коррумпированных, которые играли под дудку Рима. Он настраивал граждан империи против иудеев, виня их, говоря сегодняшним языком, в националистических и экстремистских идеях, представляющих угрозу мирным жителям. Рим вел активную антииудейскую пропаганду, которая временами обращалась в жестокое изгнание евреев из крупнейших городов империи.

  На этом фоне живущим в Иудее христианам был большой соблазн начать думать и говорить (не обязательно буквально поступать) так, как было принято думать и говорить в окружающем их иудейском обществе. В обществе, которое все больше вовлекалось в борьбу с ненавистным Римом.

  Восстание патриотов-иудеев привело к свержению законных властей в Израиле? Ну и что с того? Просто народу надоела проворовавшаяся власть, которая думала только о себе. Зато вот новая, «народная» власть будет другой. Наверное.

  В Иерусалиме одна иудейская партия силой сменяет другую? Не это важно, а то, что Израиль хочет быть свободным от имперских амбиций соседнего большого государства! И пусть у власти то и дело появляются жадные лидеры, зато они говорят правильные слова! Израиль имеет право на независимость и собственный путь! Израиль не хочет чужих территорий, но и своих отдавать не желает! То, что требует Рим – несправедливо!

  В Иерусалиме наступили голод и безвластие? Ничего, оно того стоит, ради достижения «светлого будущего» можно и потерпеть бедствия, которые сами же себе создали.

  Рим говорит, что в Израиле все иудеи – сплошные ультранационалисты-зелоты? Это все откровенная римская пропаганда. Зелоты, конечно, есть. Но их сравнительно мало. Основная часть иудеев  - это обычные патриоты. Правда, зелотам никто не мешает занимать места во власти и преследовать своих же сограждан, считающихся ими «предателями страны», но это всего лишь издержки трудного времени, и они не настолько часты. Потом все встанет на свои места. Думать, что все Иудея – «зелотская», это типичная римская пропаганда, навязываемая всему миру.

  В конце концов, Рим никогда не интересовало благополучие Иудеи, он всегда пытался использовать ее в собственных целях. Все заверения римского кесаря Иудее о желании мира и благополучия моментально забывались, как только Иерусалим шел вопреки мнению Рима. А нынешняя военная политика Рима и вовсе развеяла все мифы о «добрососедстве». Так что Иудея по большому счету права, что воспротивилась чужому диктату!

  А теперь представим, что христиане из Рима пытаются рассуждать подобным же образом, но только об Иерусалиме. И вспомнят они о том, что провинциальная Иудея обязана Риму «цивилизационными новшествами» и развитием науки. И что ее экономика во многом поддерживается благодаря римским торговым отношениям. И что стоит Риму лишь на время оставить Иудею без своего попечения, как та моментально повязнет в братоубийственной войне и беззаконии, оказавшись на задворках цивилизации. А  в вину Иудее вменят, что она является самой неспокойной провинцией из всех регионов на территории Римской империи. И что она сама виновата в жестком отношении к себе из-за традиционного национализма и презрения ко всему, что связано с Римом. И что она представляет угрозу мирным римским гражданам, говорящим на латинском языке, проживающим на ее территории. И, вообще, есть повод гордиться такой великой страной как Рим, которая железной рукой объединила разные государства под своим контролем, установив на огромной территории знаменитый Pax Romana.

  Можете себе такое представить? Наверное, нет. Но читатель, думаю, уже догадался, что именно так СЕГОДНЯ позволяют себе мыслить некоторые отдельные христиане. К глубокому сожалению. Легко рассуждать о делах давно минувших дней, происходивших в далекой Палестине. Легко сказать, что я бы никогда не стал нарушать нейтралитет и вовлекаться в гамлетовские споры о том, кто прав, а кто лев. Но когда речь идет о стране, в которой проживаешь ты сам, то здесь почему-то могут быстро забыться все принципы нейтралитета, которым учил Христос. Причем тут христиане Иудеи и Рима? Тут совсем другое дело! Это же интересы МОЕЙ страны! МОЕЙ системы! Тут все куда важнее, думают такие христиане.

  Похоже, что в подобных случаях христиане теряют способность к здравомыслию. Ими овладевают те же самые национально-патриотические чувства, что и иудеями I века. Они забывают, что Иисус учил совсем иным принципам отношения к государству, в котором проживают христиане. «Отдавайте кесарево кесарю», говорил он (Мф. 22:21). «Всякая душа пусть подчиняется высшим властям», учит Библия (Рим. 13:1).

  Есть ли право у христианина решать, когда и как следует свергнуть существующую в государстве власть? Даже, если она действительно продажная. Не думаю, что правление современных европейских политиков было бы хотя бы примерно настолько же извращенным, как  власть Нерона. Однако именно при этом римском кесаре были сказаны слова из Римлянам 13 главы, и этого правителя христианам следовало уважать и подчиняться ему.

  Следуют ли библейскому увещанию христиане, что оправдывают действия тех, кто поступает откровенно небиблейским образом, вопреки принципу «подчинения высшим властям»? Когда христианин говорит: «Люди в моей стране были вынуждены восстать против несправедливого и жадного президента», то кого он хочет убедить  в своей «правоте»? Возможно, он найдет понимание со стороны этих самых людей, но только не со стороны Бога. Библия говорит совершенно обратное. Да, такой христианин, может быть, и не присоединяется буквально к революционным массам, но он говорит то, что ему диктует «революционная пропаганда». А любая революция всегда находила тысячи оправданий собственному беззаконию.

  Настолько же неоправданным можно назвать мнение христиан, выступающих в поддержку каких-либо силовых методов государства в отношении иных политических сил или стран. Когда кто-то говорит: «Моей стране нужно ввести войска в соседнюю страну, потому что там творится беспорядок», то это настолько же свидетельствует о поражении пропагандой ура-патриотизма сознания такого христианина, как и в предыдущем случае. Только пропаганда в каждом случае идет с разных сторон, но от одного вдохновителя (2 Кор. 2:11).

  Пусть этот мир сам решает, как ему строить свое оставшееся существование. И, соответственно, пожинает плоды своих решений. Христиане в этом деле ему не помощники. Если же говорить о гражданской позиции христианина в современном обществе, то она четко отражена в Библии:

  «Ради Господа подчиняйтесь всякому человеческому установлению: царю ли, как занимающему высшее положение, или правителям, как посылаемым от него, чтобы наказывать совершающих злодеяния и хвалить делающих добро» (1 Петра 2:13,14).

  «Отдавайте всем должное: кому налог — налог, кому дань — дань, кому страх — страх, кому честь — честь» (Рим. 13:7).

  «Отдавайте кесарево кесарю» (Мф. 22:21).

  Библия говорит, что христиане обязаны «подчиняться всякому человеческому установлению», касающегося законодательства, принятого властями государства. И если кесарь, согласно конституции своей страны, занимает ЗАКОННОЕ положение, то каким бы плохим-нехорошим он ни был, его статус христианин не имеет права подвергать сомнению. Как следствие, христианин не может оправдывать мятежных революционеров, использующих НЕЗАКОННЫЕ с точки рения Библии способы смены власти кесаря, как бы «благородно» не звучали их оправдания. 

  Если неверующие люди так уж стремятся избавиться от непопулярного кесаря, то это их проблемы. Христиане не будут участвовать в выборах или агитировать за кого-то из претендентов в органы власти. Это даст им возможность сохранить чистой свою совесть перед Богом. При этом они смогут держаться в стороне от политических вихрей и не окажутся подвергнутыми ни «римской», ни «иудейской» пропаганде этого мира.