вторник, 16 июля 2013 г.

Основание истинного поклонения



  «Существует немало мрачных и раздражительных умов, которые радуются лишь тогда, когда находят зло там, где его нет».


  Эти слова одного мыслящего человека довольно наглядно подходят под описание тех, кто именует себя противниками Свидетелей Иеговы. Люди такого типа действительно проявляют необычайную активность в поисках «аргументов», направленных на дискредитацию этих широко известных во всём мире христиан. Полёт «творческой» мысли подобных критиков порой не знает границ! Уж, не потому ли в их суждениях присутствует столь много крайностей? Впрочем, чтобы не впадать в крайности нужно, по крайней мере, видеть края, а всецело настроенным на критику противникам, похоже, их сложно определить. В результате вовсе не удивительно, что атаки подобных критиков на поверку, как правило, оказываются всего-то лишь симбиозом шума, обильных эмоций и ужасно поверхностного апеллирования библейскими текстами и понятиями. 

  Вот и в вопросе их отношения к поклонению, совершаемому Свидетелями Иеговы, можно наблюдать соответствующую картину. Как всё-таки хочется таким противникам уверить постороннего слушателя, что ничего общего у этих христиан с богоугодной формой служения Господу не существует! И здесь уже не столь важно, каким «аргументами» для достижения подобных целей можно пользоваться – в ход идут и вырванные из библейского контекста фразы, и трогающие чувства «возмутительные случаи из жизни» Свидетелей, проверить реальность которых не представляется возможности; и заключения явно не беспристрастных в подобных вопросах «сектоведов», известных своей тесной связью с т.н. «традиционными» религиями; и, конечно же, яркие тирады самих авторов подобных опусов. Расчёт до примитивного прост. Окунётся человек в подобное наваждение и поневоле придёт к выводу: «Да какие ж они христиане, эти Свидетели Иеговы?». И это при том, что сам человек и знать-то их особо не знает, и Библию, возможно, видел лишь на полке магазина…    

  А, собственно, разве только на посторонних ли людей рассчитана такая психологическая атака? Увы, нет. Куда желаннее для противников жертва из числа уже действующих Свидетелей Иеговы! (Мф.23:13-15). Вот уж было бы радости, если таким же критиком стал бы сам христианин! Тогда и используемые «аргументы» приобрели бы усиленное действие, и доверительный статус к «разоблачительной» кампании можно было б поднять... К сожалению, подобное временами происходит. Но сейчас мы не будем рассматривать причины, по которым кто-то из членов христианского собрания, вдруг оказывается «по ту сторону баррикад». В принципе, такие причины достаточно известны и зацикливаться на их обсуждении нет смысла. По крайней мере, в этой статье…

  Однако я думаю, что было бы вовсе не лишним подробнее рассмотреть озвученный выше вопрос, позволяющий удостовериться, являются ли Свидетели Иеговы истинными поклонниками Бога. А, если да, то, на каких основаниях можно было бы это утверждать?

  Конечно, здесь можно было бы привести довольно известные доводы о том, что Иегова сам благословляет этих христиан, открыв своим Свидетелям истинное понимание по многим теологическим вопросам, в которых большинство религий до сих пор ходят во тьме (Ин.8:32). Например, то, что Бог не пишет для каждого человека персональную и неизменную судьбу; что он не наказывает страданиями людей; что нет бессмертной души, и она не мучится в огненных пытках ада; что земля не будет уничтожена в Армагеддоне, но превратится в цветущий сад…
  Или же можно было бы указать на то, как «плоды» служения Свидетелей Иеговы выделяют их на фоне прочих «христианских» религий (Мф.7:15-20). К таким определённым Библией «плодам», выявляющих их как истинных учеников Иисуса, включается позиция Свидетелей Иеговы быть «не от мира», не участие в войнах и политике, отвержение религиозного обогащения, проводимая ими во всемирном масштабе проповедь о Божьем Царстве, и многое другое (Мф.24:14; Ин.17:14-16). И всё это, несомненно, было бы правильным. Нравится это критикам или нет, но опровергнуть упомянутые реалии им невозможно.

  Однако мне хотелось бы подойти к обсуждаемому вопросу всё же с несколько иной стороны. Уж, коль противники пытаются навязать кому-то из Свидетелей мысль, что его форма поклонения Богу является ошибочной, то не следовало бы в таком случае разобраться, что, собственно, является самым главным фактором истинности веры? Давайте задумаемся: на чём должно быть построено истинное поклонение? Что должно являться его основополагающим фундаментом, на котором строится и всё остальное здание такого поклонения? Ведь очевидно, что какой бы благовидной на первый взгляд не казалась какая-либо религия, если её основание не соответствует заданному библейскому образцу, то ни о какой её истинности не может идти речи.

  Например, последователи учения Общества Сознания Кришны не просто не участвуют в войнах, но даже бояться употреблять в пищу убитое животное! Казалось бы, чем не пример подлинного религиозного милосердия?
  Или, взять ислам. Его представители куда старательнее проявляют себя в религиозном усердии, доведя соблюдение положенных их религией предписаний чуть ли не до автоматизма. В этом отношении многим «христианам», как кажется, очень далеко до мусульман.    

  Здесь следует ожидать довода: все эти формы религии не являются христианскими! Основой, на которой должно строиться истинное поклонение, является Иисус Христос. И с этим я не буду спорить. Например, в Послании Эфесянам мы читаем: «Вы построены на основании из апостолов и пророков, а краеугольный камень в основании – сам Христос Иисус» (Эф.2:20). Действительно, краеугольным камнем истинного поклонения является Божий Сын, вера в искупительную жертву которого, даёт спасение человеку. Однако, разве сегодня многие тысячи религий, именующих себя «христианскими», не утверждают то же самое? Никто из них не забывает употреблять в своих проповедях имя Иисуса и зачитывать соответствующие тексты  из Библии. Так что же, все они - составные части истинного поклонения? Это звучало бы несколько абсурдно. Значит, сама по себе вера в Иисуса, пусть даже искренняя, вовсе не означает, что данная церковь признана Богом истинной. Вспомним, как по этому поводу высказался сам Иисус:
  «Не всякий говорящий мне: «Господи, Господи», войдёт в небесное царство, а лишь тот, кто исполняет волю моего Отца, который на небесах. Многие скажут мне в тот день: «Господи, Господи, разве не от твоего имени мы пророчествовали, разве не от твоего имени мы изгоняли демонов и разве не от твоего имени мы совершали многие могущественные дела?» И тогда я объявлю им: «Я никогда не знал вас! Отойдите от меня, творящие беззаконие» (Мф.7:21-23).   

  Эти слова Иисуса довольно ярко подчёркивают тот факт, что просто лишь вера в Иисуса, как в Господа и Божьего Сына, помноженные на яркие и на первый взгляд благие дела, вовсе не могут быть основанием для того, чтобы определённая церковь считалась самим Христом поистине христианской (Сравните Иак.2:19). Исходя из слов Иисуса видно, что он считает подобные формы поклонения «творящими беззаконие», а потому вовсе «не знает их». И что немаловажно, Иисус указывает, что таких религий, называющих себя его учениками, будет «много»!

  Тогда в чём же определение главного признака истинности поклонения Богу? Что, если не просто вера в Иисуса, должно быть основным фактором одобряемой Господом религии?
  Прежде, чем ответить на это очень важный вопрос, наверное, будет уместным установить, что подразумевается под понятием «поклонение Богу».

  Согласно определению, поклонение Богу (религия) означает «выражение веры человека в сверхчеловеческую силу и почитание силы, которая признается Создателем и Правителем вселенной».
  В Христианских Греческих Писаниях (Новом Завете) выражение «поклонение» («религия») неоднократно представлено греческим словом «трескея». В справочнике «A Greek-English Lexicon of the New Testament» это слово определяется как «поклонение Богу, религия, особенно, когда она выражается как религиозное служение или культ». Это выражение может быть применимо как в описании истинного поклонения, так и в упоминании ложной религии (Деян.26:5; Кол.2:18; Иак.1:26,27).

  В Библии понятие «поклонение» имеет тесную связь со «служением» Богу. Так, например, еврейский эквивалент «авода» может быть переведен словом «служение» или «поклонение». (Сравните Исход 3:12 и 10:26).

  Таким образом, выражение «поклонение Богу» указывает на служение, направленное в честь Правителя вселенной. Не смотря на то, что множество религий совершают служение в честь своих божеств, лишь то поклонение, что восхваляет истинного Создателя, может считаться, соответственно, истинным поклонением. Отсюда несложно понять, что первичной основой истинной религии является личность Бога. Подлинного Бога, раскрываемого нам его Священным Словом – Библией. Это самое главное! Иначе, о каком правильном служении Богу может идти речь, если это служение направлено мимо Бога? На это указывает и сама Библия: «Жертвы, приносимые другими народами, жертвуются демонам, а не Богу» (1Кор.10:20). А также: «Когда вы не знали Бога, тогда вы были рабами тех, кто по своей природе не боги» (Гал.4:8).

  Прежде чем какой-либо набожный человек пожелает присоединиться к определённой группе верующих людей, чтобы воздать хвалу Создателю, он должен сначала основательно убедиться в личности Истинного Бога, дабы не путать его с массой псевдобожеств, которым поклоняются миллионы людей. Человек должен знать и понимать, Кому он служит. Узнав через Библию, кто такой истинный Создатель, такому человеку было бы мудро присоединиться к тому собранию христиан, в котором совершается служение именно этому Истинному Богу.

  В согласии с этим находятся и слова Иисуса Христа, затронутые нами выше. Когда он сказал: «Не всякий говорящий мне: «Господи, Господи», войдёт в небесное царство», то тут же пояснил, почему искренней веры в него, как в Господа, будет вовсе недостаточно для одобрения свыше. Он дал объяснение: «а лишь тот, кто исполняет волю моего Отца, который на небесах» (Мф.7:21-23).

  Иисус указал на своего Небесного Отца! Вот, для кого в первую очередь следует направлять служение! Игнорируя личность Истинного Бога, те, кто считает себя настоящими последователями Иисуса, лишаются оснований для того, чтобы Иисус их «знал». Ведь сам Иисус говорил о себе как о том, кто является лишь путём, ведущим к Истинному Богу, а вовсе не как о неком конечном пункте следования: «Я – путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу иначе, как только через меня» (Ин.14:6; 17:3).

  Та же мысль ясно видна и в упомянутом ранее тексте из 2-й главы Послания Эфесянам. Когда Павел указал на то, что «краеугольный камень в основании – сам Христос Иисус», то дальше добавил: «В единстве с ним всё здание, соразмерно соединяемое, растёт и становится святым храмом Иеговы. Из вас, находящихся в единстве с ним, строится жилище, в котором духом будет обитать Бог» (Эф.2:21,22). Верный тому же принципу, апостол так же указывает на Бога, дух которого управляет в Его святом храме, представленном Божьим Сыном и его верными последователями. Вновь подлинное поклонение, символизированное духовным храмом, сосредоточено на Истинном Боге!

  Итак, основой истинного поклонения является личность Истинного Бога, вокруг и в честь которого и должно строиться всё дальнейшее служение христиан! Без этого невозможно говорить об одобряемой Богом религии, какой бы красивой, гуманной или полезной для окружающего общества она не казалась. Это самый первый шаг, и все остальные составляющие истинного поклонения являются уже последующими шагами на пути служения Богу.

  В этой связи возникает вопрос: разве многие «христианские» церкви не читают одну и ту же Библию? Разве они не молятся одному библейскому Богу? И, соответственно, разве поэтому они не поклоняются Истинному Творцу? Нет, не поклоняются!

  Почему делается такое утверждение? Потому что бог «христианских» религий не идентифицирован, не определён по имени. У них он безымянный, не имеющий своего библейского имени. Какому конкретно богу молятся такие «христиане»? Языческой Троице? Святому духу? Даже в среде унитариев поклонение совершается безымённому «Отцу» или Иисусу Христу.

  Но разве такой взгляд на Бога поддерживает Библия? Она поясняет ошибочность подобного отношения к истинному Создателю, когда указывает, что «есть те, кого называют «богами», на небе или на земле, как есть много «богов» и много «господ» (1Кор.8:5. Сравните 2Сам.7:22). Не подобным же образом взывают к своим божествам и представители «нехристианских» религий? Тогда что может сделать истинного Создателя в понимании любого живущего на земле человека отличительным от миллионов «богов»? Таким отличительным знаком среди народов, как указывает само Священное Писание, служит великое и неповторимое имя Бога! (Пс.99:2,3).

  Священное Писание говорит о том, как именует себя истинный Создатель: «Его имя – Иегова» (Исх.15:3). «Я Иегова. Это моё имя» - заверяет Господь (Ис.42:8).

  Как должны относиться к Божьему имени верные поклонники? Библия вновь даёт ответ: «Встаньте, благословляйте своего Бога Иегову от века и до века. Пусть благословят твоё прославленное имя, которое превознесено выше всякого благословения и хвалы» (Неем.9:5. Сравните 1Лет.16:2). «Я восхваляю тебя всем своим сердцем, о Иегова, мой Бог, и буду прославлять твоё имя вовек» (Пс.86:12). «Благодарите Иегову, призывайте его имя» (Пс.105:1).  «Нет подобного тебе, о Иегова. Ты велик, и твоё имя велико могуществом» (Иер.10:6).

  Насколько важно людям с точки зрения самого Господа знать его имя и уповать на него? Священное Писание поясняет: «Знающие твоё имя будут полагаться на тебя, потому что ты не оставляешь ищущих себя, о Иегова» (Пс.9:10). «Наша душа ждёт Иегову… На его святое имя мы полагаемся» (Пс.33:20,21). «Да, в поисках твоего пути справедливости мы надеялись на тебя, Иегова. Душа желала вспоминать о тебе и о твоём имени» (Ис.26:8).   

  Библия учит, что молитвы к Иегове Богу должны возноситься с упоминанием его имени. «Во имя твоё подниму руки в молитве» (Пс.63:4). «Я призвал имя Иеговы: «О Иегова, избавь же мою душу!» (Пс.116:4). «Из самой глубокой ямы я призывал твоё имя, о Иегова» (Плач 3:55).

  Иегова показывает, что его имя служит спасением для каждого, кто прибегает к нему. «Да ответит тебе Иегова в день бедствия. Да защитит тебя имя Бога Иакова» (Пс.20:1). «Все народы окружили меня, но во имя Иеговы я давал им отпор» (Пс.118:10-12). «Обратись ко мне и окажи мне благосклонность, ведь так ты решил поступать с любящими твоё имя» (Пс.119:132). «Наша помощь в имени Иеговы, Создателя неба и земли» (Пс.124:8). «Имя Иеговы – крепкая башня: убегает в неё праведник и получает защиту» (Пр.18:10). «Каждый, кто призывает имя Иеговы, спасётся» (Иоиль 2:32).

  Пророческим образом указывая значимость своего имени для всех времён и народов, Господь говорит: «Иегова станет царём над всей землёй. В тот день Иегова будет один и его имя одно» (Зах.14:9). «В тот день вы скажите: «Благодарите Иегову! Призывайте его имя. Рассказывайте среди народов о его делах. Говорите, как возвышено его имя» (Ис.12:4). «От восхода солнца до заката моё имя будет великим среди народов, и на всяком месте будет подниматься жертвенный дым, приношение моему имени – чистый дар, потому что моё имя будет великим среди народов», - говорит Иегова» (Мал.1:11). «Мои уста будут возносить хвалу Иегове. И да благословляет всякая плоть его святое имя вовеки, даже вечно» (Пс.145:21). 
 
  Описанная Библией история Божьих служителей показывает, что во все времена они сплачивались вокруг имени Иеговы Бога (Быт.8:20; 22:14; Исх.3:15; 2Лет.14:11). Это служило им защитой и определением истинного поклонения на фоне многочисленных языческих религий и культов, направленных на чествование ложных божеств. Когда Израиль овладел обетованной землёй, Иегова обратился к своему народу со словами: «Бойтесь Иегову и служите ему безупречно и верно. Удалите богов, которым служили ваши предки на той стороне Реки и в Египте, и служите Иегове». На это народ ответил словами: «У нас и в мыслях не было оставить Иегову, чтобы служить другим богам… Мы тоже будем служить Иегове, потому что он – наш Бог» (Нав.24:14-18). Эту отличительную особенность поклонения древних Божьих служителей Богу Иегове вынуждены были признавать даже почитатели языческих божеств (2Царей 5:11; Ис.36:13-20).
 
  В новозаветные времена ранние христиане также прославляли Божье имя (Отк.19:1-6). Они помнили пример Божьего Сына, учившего молиться: «Наш Отец на небесах, пусть святится твоё имя» (Мф.6:9. Сравните Лк.1:49). Иисус и сам поступал так, взывая: «Отец, прославь своё имя» (Ин.12:28). Они знали, что все свои величественные дела Иисус совершал, как он сам признавался, «во имя своего Отца» (Ин.10:25).  

  Создавая в I веке христианское собрание, Иегова Бог «обратил внимание на другие народы, чтобы собрать из них народ во имя своё» (Деян.15:14). Может ли поэтому быть хоть какое-то сомнение в том, что ученики Иисуса тоже возвеличивали его Отца и своего Бога, согласно библейскому примеру – прославляя святое имя Иеговы? Это кажется совершенно очевидным. Как замечает в своей книге «История Церкви» Джеймс Норт «христиане верили только в Бога Иегову» (James B. North. «A History of the Church. From Pentecost to Present»; стр. 28. Москва. «Протестант»). 

  Подобное утверждение мы встречаем и в книге В.А. Кабанова «Тетраграмматон», где автор приводит аналогичные выводы, сделанные рядом библейских исследователей. Так, например, цитируется мнение православного богослова Д. Боголепова о служении первых христиан: «В часы молитвенных собраний они посещали храм и вместе с другими участвовали в молитвах пред Иеговою (Луки 24:53)» (В.А. Кабанов «Тетраграмматон»; стр.126,127. Москва. «Библеист». 2007).
 
  А потому вовсе неудивительно библейское увещание, в котором Иегова Бог заверяет христиан, что он никогда не забудет тот «труд и любовь, которую они проявили к его имени» (Евр.6:10).

  Вторя словам пророка Иоиля, апостол Павел говорит: «Каждый, кто призывает имя Иеговы, спасётся» (Рим.10:13; Иоиль 2:32). Что нужно возомнить скептику, чтобы решить отрицать связь между спасением христианина и его упованием на истинного Бога Иегову, чьё имя он должен прославлять? (Пс.91:9). Ведь ещё пророк Софония, описывая под вдохновением свыше грядущие времена Божьего гнева, передавал намерение Господа: «В то время я дам народам чистый язык, чтобы все они призывали имя Иеговы и служили ему плечом к плечу… Я оставлю посреди тебя народ смиренный и простой, и они найдут убежище в имени Иеговы» (Соф.3:9,12). Упование на Божье имя, искреннее желание прославлять его Обладателя, стремление познакомить с этой истиной других людей – разве всё это не должно быть частью жизни преданного Богу христианина? Разве не так же поступал и Божий Сын? И разве это не ожидается самим Иеговой Богом от каждого, кто хочет называться его верным служителем? Как писал Малахия «В то время боящиеся Иегову говорили друг с другом, каждый со своим ближним, а Иегова внимательно слушал. И перед ним писалась памятная книга о тех, кто боится Иегову и размышляет о его имени» (Мал.3:16).

  Увы, но к глубочайшему сожалению подавляющее число т.н. «христиан» совершенно не желает «размышлять о его имени». Да, имя Иеговы иногда можно встретить в песенниках для церковных богослужений. Да, проповедники в своих речах время от времени могут упомянуть соответствующее имя Бога. Но… Это всё выглядит лишь как некий придаток, причём, довольно нетипичный, на фоне официальных доктринальных учений церквей о Троице, личностном святом духе и обожествленном Иисусе. Куда больше существует оснований для вывода об определённой неприязни, проявляемой массой разноликих «христиан» к этому великому имени. Иначе чем тогда объяснить говорящие сами за себя факты существования огромного числа библейских переводов, без тени смущения выбросивших из своих текстов имя Иеговы, не смотря на то, что в оригинальном тексте оно присутствует 7 000 раз? Почему сами члены церквей воспринимают это обстоятельство с таким равнодушием? Как расценить реакцию приверженцев церквей, которые лишь на одно упоминание в разговоре имени Иеговы тут же реагируют вопросом: «А вы, случайно, не Свидетель Иеговы?». Неужели только Свидетелям должно быть присуще уважительное отношение к Божьему имени?

  Впрочем, в этом обстоятельстве нет ничего удивительного. Иегова Бог в своём слове издавна предрёк появление тех, кто не пожелает проявлять должного уважения к его святому имени. Что же говорит на этот счёт Писание?

«Бог смотрел с неба на сыновей человеческих, чтобы увидеть, есть ли среди них обладающий пониманием, ищущий Иегову… Они не призывают Иегову» (Пс.53:2,4).

«Долго ли ещё, о Боже, неприятель будет злословить? Вечно ли враг будет презирать твоё имя? …Вспомни, что враг злословит тебя, о Иегова, и безрассудный народ презирает твоё имя» (Пс.74:10,18).

«Всё время, всякий день, проявляли неуважение к моему имени» (Ис.52:5).

«Никто не призывает твоего имени, никто не стремится держаться за тебя» (Ис.64:7).

«Выслушайте слово Иеговы, вы, трепещущие перед его словом: «Ваши братья, которые ненавидят вас и изгоняют вас за моё имя, говорили: «Пусть Иегова прославится!». Он появится – и вы будете радоваться, а они будут постыжены» (Ис.66:5).

«Они думают о том, как… заставить мой народ забыть моё имя, как и их отцы забыли моё имя из-за Ваала» (Иер.23:27).

«И я освящу своё великое имя, осквернявшееся среди народов, осквернённое среди них вами. И народы узнают, что я Иегова, - говорит Владыка Господь Иегова, - когда освящусь среди вас перед их глазами» (Иез.36:23).

«Если вы не послушаетесь и не примете [заповедь] к сердцу, чтобы воздать славу моему имени, - говорит Иегова воинств, - то я непременно пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения. И я их уже проклял, потому что вы не принимаете мою заповедь к сердцу» (Мал.2:2).

«Затем я увидел зверя, поднимающегося из моря… И он открыл свои уста, чтобы порочить Бога, его имя и его жилище» (Отк.13:1,6).

«И палил людей сильный зной, но они проклинали имя Бога, которому подвластны эти язвы. Они не раскаялись и не воздали ему славу» (Отк.16:9).

  Задумаемся, разве не подобное мы наблюдаем сегодня? Разве не относятся с таким же пренебрежением многие современные церкви к святому имени Бога Иеговы? Учат ли «христианские» пастыри свою паству возносить молитвы непосредственно в адрес Иеговы Бога и возвеличивать это имя, как самое великое и святое? Увы, этого мы не увидим! Поистине, «христианский» мир предал Иегову Бога, а потому не может считаться представителем истинного поклонения ему!


  Я являюсь Свидетелем Иеговы уже не один год. Вместе с тем, начиная ещё с бытности своих религиозных поисков и сравнений, я достаточно познакомился с жизнью и учениями различных конфессий т.н. «христианского» мира, имея опыт личных бесед с их представителями и знакомство с соответствующими богословскими публикациями. Когда сегодня я слышу фразу: «А ведь ты сделал не правильный выбор. Истинное поклонение не у Свидетелей Иеговы. Уходи от них», то я невольно задаюсь вопросом – собственно, если бы это являлось правдой, то где тогда может быть истинное поклонение Иегове Богу? Кто же является его представителями, если не Свидетели Иеговы?

  Само по себе выражение «истинное поклонение», как уже было рассмотрено выше, несёт в себе довольно простое понятие. «Поклонение» - это не что иное, как служение тому, кто считается Всевышним Богом. Поклонение всегда было и будет связано в первую очередь и непосредственно с объектом почитания, а не просто с людьми, которые его совершают. Соответственно, «истинное» поклонение главным образом означает служение не какому-то известному и почитаемому многими людьми божеству, а самому настоящему, Истинному Богу. А он открывает себя через своё Слово – Библию. И определяет себя, дистанцируясь от миллионов ложных «богов», как носящего имя Иегова. Именно это имя было указано Господом своим служителям для почитания и призывания во спасение (Иоиль 2:32; Рим.10:13).

  Все остальные, несомненно, важные факторы такого поклонения – теологические доктрины, отвечающие на вопросы смысла бытия, наличия или отсутствия жизни после смерти, причин существования зла в мире, будущности человеческого общества, и многое другое, а также внутренние организационные структуры христианского собрания и порядок их функционирования – всё это является лишь дальнейшими определяющими частями истинного поклонения Богу. Но на первом плане в истинном поклонении, что вполне естественно, является личность самого Истинного Бога, во имя и вокруг имени которого и строится служение людей. Достаточно вспомнить, что это обстоятельство вполне ясным образом объясняет и Библия, когда указывает, что «жертвы, приносимые другими народами, жертвуются демонам, а не Богу» (1Кор.10:20). Иначе говоря, какими бы искренними и щедрыми не являлись старания людей, если они направлены не в адрес Истинного Бога Иеговы, то всё это будет напрасно (1Кор.10:31). Даже в древности, когда Господь давал заповеди израильтянам, первым, на что он обращал их внимание, было определение его личности по имени: «Я Иегова, твой Бог… У тебя не должно быть других богов, кроме меня» (Исх.20:2,3).

  Итак, представлю себе, что истинных поклонников Иеговы Бога я должен искать не среди Свидетелей Иеговы. Тогда где? У католиков? У православных? Или у протестантов? Неужели где-то в их среде я смогу увидеть безусловное убеждение, что Богом является исключительно Иегова, а не некая Троица? Может быть, молитвы совершаются ими лично Иегове Богу, а не святому духу, Иисусу, безымённому «Господу» или «Богу», деве Марии или какому-то канонизированному «святому»? Или на их богослужениях учат освящению и прославлению имени Иеговы, как единственного имени Бога? Ничего подобного я там не увижу и не услышу!

  Даже когда мне говорят, что такие «христиане» тоже признают имя Иеговы и ничего против него не имеют, то на самом деле их «признание» носит лишь условный характер. Сказать, что Иегова – это лишь «одно из имён Божьих» или «как хочешь, так Бога и называй – хоть Иеговой», это значит относиться с полнейшим безразличием к известным библейским указаниям самого Иеговы Бога об особой роли его великого имени. Такое отношение сродни примеру, когда в древности отступившие от Господа израильтяне соизволили назвать Иеговой литого идола и устроили по такому случаю «праздник, посвящённый Иегове». Однако с точки зрения самого Бога Иеговы они «поступили мерзко», выявив своим поступком вопиющее неуважение к Истинному Владельцу этого святого имени! (Исх.32:1-10; Сравните Мал.2:11,12). В другом случае вернувшиеся из вавилонского пленения иудеи не пожелали воспринять доводов других народов, предложивших им помощь в восстановлении храма Иеговы, и мотивировавших своё предложением тем, что и они якобы «ищут их Бога и приносят ему жертвы». Иудеи прекрасно понимали, что Истинный Бог Иегова вовсе не считал тех своими настоящими поклонниками и не воспринимал их жертв (Ездра 4:1-3).

  В отношении каких-либо существующих религий и конфессий лично у меня не остаётся никаких иллюзий. Никто из них не держится того первичного принципа истинного поклонения Богу, который должен ожидаться от настоящих служителей Господа. Налицо факт нежелания со стороны этих церквей и конфессий активно освящать имя Иеговы и призывать его во спасение. Так или иначе, подобные «христиане» выбирают себе такую форму религии, которая лишний раз будет дистанцировать их как от Свидетелей Иеговы, так и от поклонения Богу, носящего имя Иеговы.

  То же самое можно сказать и о тех, кто избрал для себя путь отступничества от Свидетелей Иеговы. Конечно, такие лица могут заявлять, что до сих пор считают своим Богом Иегову и имеют желание служить ему. Но так ли это? И достаточно ли с точки зрения Библии какому-то человеку просто говорить об Иегове, как о своём Владыке, чтобы считаться Им истинным поклонником? Вовсе нет.

  Как уже замечалось выше одного лишь признания Иеговы Богом вовсе недостаточно. Например, самаритяне, обладавшие Пятикнижием Священного Писания и практиковавшие религию, близкую иудейской, вовсе не считались на этом лишь основании истинными поклонниками Иеговы. Как сказал о них Иисус «вы поклоняетесь тому, чего не знаете, а мы поклоняемся тому, что знаем, так как спасение приходит через иудеев» (Ин.4:22). Иегова, как показывает Библия, выставляет определённые условия, соответствуя которым человек может быть признан его служителем. Что к ним относится?

  Важным фактором, указанным Господом, является возложенная им на свой народ роль всемирного свидетеля. Иначе говоря, поклонники Иеговы должны не просто верить в него, как в истинного Бога, но ещё и служить для всех существующих народов его свидетелями, провозглашающими, что только Иегова – Бог.

  Этот важный момент показан в книге Исаии. Так, Иегова призывает земные нации: «Пусть все народы соберутся вместе и пусть сойдутся племена»! (Ис.43:8,9). На фоне множества ложных религий и их «богов» должен был определиться единственный Истинный Бог, и «все народы… и племена» должны были узнать об этом.

  Обращаясь к Израилю, Господь в виду этого говорит: «Вы мои свидетели, …мой служитель, которого я избрал… Прежде меня не существовало Бога, и после меня никого не было. Я, я Иегова, и нет спасителя кроме меня. Я сказал, и спас, и сделал так, чтобы об этом услышали, когда между вами не было чужого бога. И вы мои свидетели, - говорит Иегова, - а я Бог». Далее Иегова описывает Израиль, как «народ, который я создал для себя, чтобы он рассказывал о моих делах, достойных хвалы» (Ис.43:10-12,21). 

  Иегова снова указывает на Израиль словами: «Вы мои свидетели. Разве существует Бог, кроме меня? Нет другой Скалы, ни одной не знаю… Помни об этом, Иаков, и ты, Израиль, потому что ты мой служитель. Я создал тебя. Ты служитель, принадлежащий мне. Израиль, ты не будешь забыт мной» (Ис.44:8,21).

  Не вызывает поэтому никакого недоумения, почему Давид столь убеждённо сказал: «Кто говорит о колесницах, кто о конях, а мы будем говорить об имени Иеговы, Бога нашего» (Пс.20:7). Свидетельствовать об Иегове, как Истинном Создателе, было обязанностью Божьего народа (Пс.22:30,31). Верные служители Иеговы названы в Библии даже «большим облаком свидетелей» (Евр.12:1).

  Роль свидетеля Иеговы перед иными народами и религиями была настолько очевидна для Израиля, что Бог описал его как тех, «кто называется моим именем, кого я сотворил для своей славы, кого создал и образовал» (Ис.43:7). Этими словами Господь показал, что на его свидетелях определённым образом наречено имя Иеговы. Та же мысль отражается и во Второзаконии 28:10: «Все народы земли увидят, что ты называешься именем Иеговы, и будут бояться тебя» (Сравните 2Лет.7:14; Ис.63:19).

  Подобную же непосредственную связь поклонения себе с прославлением своего имени Иегова подчёркивал, когда говорил о древнем Иерусалиме: «Я выбрал Иерусалим, чтобы в нём было моё имя». Так, царь Соломон во время посвящения храма в этой связи был побуждён в молитве Иегове выразить своё глубокое почтение: «Чтобы все народы земли знали твоё имя и боялись тебя, как боится тебя народ твой Израиль, и чтобы знали, что этот дом, который я построил, называется твоим именем» (2Лет.6:6,33).

  И даже в те времена, когда Божий народ отступал от Иеговы, Господь не переставал считать его своим народом. Это вовсе не означало, что Бог оставлял без внимания его грешный образ жизни. Наоборот, Иегова вразумлял и даже наказывал его для того, чтобы тот смог раскаяться и оставить свои нечестивые пути. Но при этом Иегова никогда не говорил, что он больше не считает этот народ своей собственностью. Иегова не переставал относиться к служителям, на которых он возложил право и обязанность быть его свидетелями, как к чему-то чужому для себя, безразличному. На народе Бога всё так же было наречено имя Иеговы.

  Это хорошо видно из того, что в те периоды, когда Израиль впадал в грех, Иегова отнюдь не говорил отдельным лицам, сохранявшим ему преданность, чтобы они покинули этот народ, эту землю, и образовали некое собственное сообщество, где бы они могли совершать ему поклонение. Иегова не поощрял создания какого-то нового независимого от Иерусалима и его храма поклонения, но призывал сохранять чистоту веры, не смотря на то, что другие впали в грех (1Царей 19:18). Например, даже в тот момент, когда Бог в знак наказания Соломона позволил разделиться Израилю на два царства – Северное и Южное – он вовсе не изменил установленных раннее принципов, связанных с единством в поклонении ему (1Царей 11:29-39). Израильтяне всех двенадцати колен всё так же должны были приходить на поклонение Иегове в Иерусалим, согласно указанию, данному ещё через Моисея (Втор.12:4-7; 1Царей 8:29; 11:32). В то же время, когда правитель Северного царства Иеровоам постарался создать независимое поклонение Иегове и даже «установил праздник, подобный тому, что праздновали в Иудее», в глазах самого Иеговы это стало вопиющим нарушением Божьей воли и отступничеством от Него, - «это повело к греху»! (1Царей 12:26-33).   

  Почему же Иегова проявлял такое терпение? Бог продолжал руководить этим нередко оступающимся народом  и считать его своей собственностью, ради прославления своего славного имени (Ис.43:25; 48:9-11; Иер.14:7,21; Иез.20:9; 36:20-23; Дан.9:19). Как заверяет само Писание «Иегова не оставит свой народ ради своего великого имени, потому что Иегова решил сделать вас своим народом» (1Сам.12:22. Сравните 2Сам.7:23; Пс.25:11; 31:3; 79:9; 115:1; 143:11). 
 
  Израиль должен был ясно осознавать, что его существование и благословение свыше напрямую зависели от уважения к святому имени Иеговы и прославления его перед язычниками. Через пророка Захарию Господь сказал: «Я, Иегова, сделаю их сильными, и они будут ходить во имя моё» (Зах.10:12). Все нации, взирая на Израиль, должны были понимать, что этот Божий народ послушно следует путями Иеговы и признаёт Истинным Богом только Иегову!

  Иисус, пришедший на землю, также служил свидетелем Истинного Бога. Пророческим образом Иегова говорил о нём: «Вот, я дал его как свидетеля для народов, как вождя и начальника для народов. Ты позовёшь народ, которого не знаешь, и люди из народа, которые не знали тебя, побегут к тебе ради Иеговы, твоего Бога, и ради Святого Израилева, потому что он украсит тебя» (Ис.55:4,5). «Он встанет и будет пасти их с силой Иеговы, с величием имени своего Бога Иеговы» (Мих.5:4). Позже Иисус сам сказал о себе: «Я родился и пришёл в мир для того, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин.18:37. Сравните Отк.1:5; 3:14).

  По примеру Иисуса свидетелями Истинного Бога Иеговы служили и первые христиане (Отк.12:11). Так, например, Библия говорит об этом, указывая на Павла (Деян.22:12-15) и Стефана (Деян.22:20). Согласно библейскому указанию прославление имени Иеговы всегда будет делом истинных служителей Бога (Отк.14:1; 22:4).

  Священное Писание даёт нам понять, что служители Иеговы Бога во все времена были его представителями на земле и свидетелями его славы и величия. Можно с полным основанием сказать, что свидетельство об Иегове было их обязанностью. Они не могли «просто верить» в Иегову и содержать свою веру в тайне. Служители Бога, так или иначе, давали понять язычникам, что их вера строго монотеистична и направлена на поклонение исключительно Иегове и отрицает существование каких-либо прочих богов. Всё Священное Писание было наполнено присутствием имени Иеговы. Все религиозные празднования и богослужения иудеев связывались с Иеговой, как с истинным Богом. Их молитвы были направлены исключительно к Богу Иегове. Иудейское правило «Слушай, Израиль: наш Бог Иегова – один Иегова» не оставляло шансов никакому чужому божеству, о чём сами служители Бога не стеснялись говорить. И язычникам не было надобности догадываться, какому Богу служит Израиль. Другие народы прекрасно понимали, что Богом Израиля является Иегова (Ис.36:13-15,18-20). И это обстоятельство служило прекрасным свидетельством язычникам об Истинном Боге Иегове. В этом отношении Израиль был свидетелем Иеговы (Ис.43:10-12,21).    

  Но зададимся вопросом: разве в наше время не должно во всех народах осуществляться подобное же свидетельство об Истинном Боге Иегове? Несомненно! (Рим.15:4). Было бы весьма странным, если бы сегодняшние дни оказались вдруг каким-то исключением в этом плане. Наоборот, согласно замыслу Господа его истинный народ во всём мире должен будет прославлять Божье имя, и сплачиваться вокруг него, «находя убежище в имени Иеговы» (Соф.3:9,12; Иер.16:19-21). «От восхода солнца до заката моё имя будет великим среди народов, и на всяком месте будет подниматься жертвенный дым, приношение моему имени – чистый дар, потому что моё имя будет великим среди народов», - говорит Иегова воинств» (Мал.1:11).
  И даже скорое поражение Сатаны будет исполнением намерения Господа об освящении имени Иеговы (Пс.79:6; Ис.59:19; Иез.36:23; Зах.14:9. Сравните Исх.9:16; Навин 9:9; Пс.106:8). Но тогда кто из современных религиозных сообществ стремится нести на себе обязанность свидетельства об Иегове, да ещё и в масштабах всего мира? А, если ещё точнее, то с какими, собственно, христианами ассоциируется у самих людей в этом мире выражение «Иегова Бог»? Разве с церквами т.н. «христианского» мира? Нет, конечно, ведь тех просто шарахает в сторону от одной мысли об освящении имени Иеговы.

  Тогда, может быть, такими поклонниками Бога являются отступники, говорящие, что они всё ещё верят в Иегову и хотят служить ему? Но здесь всё ещё безнадёжнее! О каком-либо «служении» Иегове, да ещё и во всемирном масштабе, со стороны отступников говорить не приходится. Во-первых, потому что сами отступники не представляют из себя сколько-нибудь организованного братства, который ставил бы своей целью повсеместное освящение имени Иеговы и свидетельство о нём. Во-вторых, практически все их устремления направлены на то, чтобы ставить палки в колёса своим бывшим соверующим – Свидетелям Иеговы – тем, кто в отличие от них самих, кстати, возвещает славу Божьего имени. Совершенно очевидно, что те, кто не имеет духа благовествования, но «помешан на распрях», находя в том удовольствие, при всём желании невозможно воспринять как настоящих служителей Бога (1Тим.6:3,4). Вместо несуразного ропота на Свидетелей Иеговы им стоило бы задуматься над библейским увещанием, обращённого к истинным служителям Бога, и принять его к собственному исправлению: «Все они освятят моё имя, освятят святого Иаковлева и будут относиться с благоговением к Богу Израиля. Тогда заблуждающиеся духом приобретут понимание, и те, кто ропщет, получат наставление» (Ис.29:23,24).

  Впрочем, славить имя Иеговы, как видно из Писания, это особая честь. И Иегова даёт её не каждому (Сравните Иер.44:26).


  Итак, основанием истинного поклонения является личность Иеговы Бога. Истинное поклонение строится на совместном служении ему и прославлении его имени. Именно этот принцип является основным в определении подлинных служителей Бога и учеников Иисуса Христа. В наше время такие христиане, благодаря своему объёдинённому служению Иегове, без всякого сомнения, должны быть видны по всему миру.

  Библия задаётся вопросом: «Кто не убоится тебя, Иегова, и не прославит твоё имя?» (Отк.15:4). И, действительно, кто? Я не знаю ни одного религиозного сообщества людей, которое бы соответствовало должному ответу на этот вопрос столь очевидным образом, как Свидетели Иеговы. Могут ли критики назвать кого-то другого, кто так же как Свидетели старался по всему миру прославлять имя Иеговы Бога? Вера этих христиан в то, что только Иегова является истинным Владыкой, и желание содействовать возвеличиванию его славного имени побудили их даже принять название, которое акцентирует внимание людей на Иегове, как том, кому следует поклоняться! (Ис.43:10-12).

  Если же меня кто-то хочет убедить, что всемирное поклонение Истинному Богу Иегове проводят вовсе не Свидетели Иеговы, то я вынужден сказать: покажите мне тех настоящих свидетелей, кто делает это лучше, воодушевлённее, кого люди в самых разных странах воспринимают как поклонников Иеговы, а не каких-то иных божеств, и чьи усилия сделать имя Иеговы известным во всём современном мире благословлены Господом более, чем старания Свидетелей Иеговы! Покажите такой народ, и тогда будем говорить предметно. Но есть ли такоё всемирное собрание, такая церковь, организация, которая ставила бы себе целью служение и прославление Бога Иеговы, которому служил, и которого прославлял сам Иисус Христос? (Ин.4:23; 20:17; Отк.3:12). Кто ещё стремится возвещать и прославлять имя Иеговы? Кто считает Иегову Бога основой истинного поклонения и делает это очевидным по всей земле?

  Кто, если не Свидетели Иеговы? 


  «В тот день скажут: "Это наш Бог. Мы надеялись на него, и он спасёт нас. Это Иегова. Мы надеялись на него. Давайте веселиться и радоваться спасению, которое он даёт"» (Ис.25:9).